Лента Мой малыш
Городские форумы
Автофорумы
Халявный
Домоводство
Проф. и бизнес форумы
Строительные форумы
Технофорумы
Собачий форум
Велофорумы Нижнего Новгорода
Наши дети
Туризм, отдых, экстрим Творческий
Путешествия Спортивные форумы
Нижегородская область Недвижимость
Форумы по интересам
Частные форумы Форумы домов Жилые районы
Отзывы и предложения (техподдержка)
Реклама на NN.RU
+7 (831) 261-37-60
Техподдержка Полная версия

Сравнение ракетных двигателей

Почитал тут дискуссию про SpaceX. Смешали все в кучу.
Особенно непонятно как люди сравнивают, доказывая что Мерлин лучший двигатель всех времен и народов.

Объясните, как и что Вы сравниваете, господа?
При сравнении двигателей переходят на сравнение ракетоносителей, зачем-то.
Фалькон - ракетоноситель среднего класса
Ангара - разрабатывается с целью в первую очередь иметь ракетоноситель тяжелого класса, при этом модульность подразумевает возможность собирать от легкого до тяжелого класса носитель.
Т.о. это _разные классы_ носителей. Сравнивать их глупо.
Сравнивать двигатели по носителям еще глупее.

Теперь смотрим двигатели:
РД-191 - двигатель закрытого цикла
Мерлин - двигатель открытого цикла
Это принципиально разные схемы и соответственно разные удельные импульсы при одинаковых компонентах топлива.

Смотрим удельные импульсы на уровне моря (т.к. 1-я ступень):
РД-191 - 311,5
Мерлин - 282
Для понимания удельным импульс упрощенно это удельная тяга, т.е. тяга на единицу потребляемого топлива.
У Мерлина этот параметр значительно меньше, что и понятно, потому что у него двигатель открытого цикла, а значит часть энергии сгорания топлива просто выбрасывается за борт. Вполне логично что его удельный импульс ниже (хуже). Вот если бы было наоборот, можно было бы говорить о прорыве и его преимуществах...

К этому добавлю, что с инженерной точки зрения двигатель закрытого цикла (с дожиганием) значительно сложнее двигателя открытого цикла. Поэтому если сравнивать уровень инженерного мастерства, то и тут двигатели с дожиганием круче.
Подскажите, какие двигатели с дожиганием делают в США?
А у нас 30 лет делают...

ЗЫ
Все это не умаляет привлекательности преимуществ идеи многоразового использования. И к этому человечество будет стремиться. Но разве сейчас двигатель будет переиспользован? Вроде нет. Тогда какие преимущества на данный момент с пеной у рта обсуждаем?
6
Ответить
про "сланец" тож много чего у нас говорили
0
Ответить
не знаю как там про сланец, а тут можно сравнить цифры, они в публичном доступе.
Да и просто схема с дожиганием имеет при прочих равных больший удельный импульс, а это характеризует эффективность двигателя.

А эффективность более высокая, потому что после вращения турбины горячий газ поступает в камеру сгорания и участвует в создании тяги, а не выбрасывается за борт, как в ракетном двигателе открытой схемы.
4
Ответить
SpaceX коммерческая компания (если не считать используемые наработки НАСА). А любой коммерческой компании нужен PR. Мол наша компания самая успешная, наши технологии самые передовые, наши менеджеры самые креативные, в наших планах завоевание всей Вселенной (даже если всё это действительности не соответствует)... Некоторые ведутся на такую рекламу (как например велись на МММ и МММ2), и всем остальным это навязать пытаются.
5
Ответить
В данном случае я бы сказал, что ведутся совершенно конкретные некоторые, которые никогда ни при каких условиях здесь не напишут хвалу ни одному достижению родной страны.
Жажда поливать овном отечественное и всегда преклоняться перед зарубежным - их кредо.
4
Ответить
SSME (RS-25), это двигатель Шаттла, лучший водородно-кислородный двигатель в классе. Закрытая схема, разработка конца 70-х гг. Наш РД-0120 не хуже, но серийно не производился (летал дважды на РН Энергия)
0
Ответить
Worker73 писал(а)
SSME (RS-25), это двигатель Шаттла, лучший водородно-кислородный двигатель в классе. Закрытая схема, разработка конца 70-х гг. Наш РД-0120 не хуже, но серийно не производился (летал дважды на РН Энергия)

Хороший пример. Кажется единственный, но хорош.
Отличием схемы от наших двигателей является наличие 2-х газогенераторов, каждый из них работает на свою турбину. В нашей же схеме обычно применяется схема с одним генератором, который крутит турбину, которая приводит в действие оба насоса (горючего и окислителя).
Какая из схем сложнее - судить не берусь, у них это синхронность управления двумя ТНА, у нас уплотнение между агрегатами ТНА, особенно это критично для самовоспламеняющихся топлив, где у нас тоже применяется схема с дожиганием.
0
Ответить
Важно еще иметь ввиду надежность двигателя: чем проще - тем надежнее.
Американцы меньший удельный импульс компенсируют более южными запусками.
Так же стоимость запуска в целом включая страховку.
1
Ответить
+ весовое совершенство американских ракет в целом выше, они пионеры в наддувных конструкциях баков и пр.
0
Ответить
Мне кажется, что за 90-е, америкосы украли у нас все, что не могли украсть за до этого, и ракетные двигатели заказывали в Королеве исключительно потому, что там дешевле, а могли-бы и свои замастрячить.
0
Ответить
Конечно чем южнее космодром, тем выгоднее. Но в данной теме я поднял вопрос некорректного сравнения и огульного обхаивания нашей ракетной техники, что считаю неверным.
Конечно конкуренция есть, и естественно, что то один, то другой выходит вперед. Это нормально. Но сказать, что у нас все плохо в этой области - это неверно.

По поводу надежности: конечно, чем проще, тем надежнее, но значительный выигрыш в удельном импульсе очень важен - это в результате доп.масса полезного груза.
Схемы же с дожиганием у нас давно отработаны причем на многих движках на самовоспламеняющихся компонентах.
2
Ответить
shadow_ писал(а)
Подскажите, какие двигатели с дожиганием делают в США?
А у нас 30 лет делают...

Скажите, а в чем проблема сделать такой двигатель? Если Вы знаете принцип этого двигателя, то, возможно, этот принцип знает хотя-бы один американец...
И если американцы используют именно этот двигатель, то, наверное, это чем-то оправдано?
3
Ответить
не видел чтобы кто-то оспаривал превосходство двигателей RD. Они объективно лучше мерлинов по всем основным метрикам кроме тяговооружености.
Но сравнивать надо не столько двигатели сколько всю систему в целом. Т.е. сами запуски, включающие расположение космодрома. Именно конечная цена привлекает покупателей, а не крутость конкретного компонента.
Сравнение РД-180 с Мерлином больше похоже на сравнение Камаза и Газели.
0
Ответить
shadow_ писал(а)
Подскажите, какие двигатели с дожиганием делают в США?
А у нас 30 лет делают...

X-Space успешно испытали на стенде свой раптор в сентябре прошлого года. Его удельный импульс должен составить 380
На тестирование в НАСА его собираются передать в 18м году.
Первые полеты намечены на 19/20 года
1
Ответить
О, дааа!
У нас тут на форуме, что ни флудер, то Янгель, Челомей или Глушко.
Щаззз мы тута всю правду-матку зарежем. (За правду не ручаюсь, но матка пострадать может)
1
Ответить
Принцип описан в учебниках 30тилетней давности, по которым учатся студенты.
Нет секрета в принципе посадки ступени, чем занимается Маск.
Дело не в принципе, а в "знаю как".
Знают что нужно делать - все, а вот как - не все.
Некоторые проблемы создания двигателей с дожиганием я описал выше.

В качестве примера: наша лунная программа не состоялась из-за того, что в качестве первой ступени было выбрано решение из связки порядка 30ти двигателей.
При этом каждый по отдельности работал отлично. А в связке приводило к отказу системы в целом.
Для сравнения:
- В декабре 1968 года Америка вырвалась вперёд в космической гонке и выиграла первый (облётный) этап <<лунной гонки>>
- Изделие No 3Л. Пуск произведён в 12 часов 18 минут 07 секунд 21 февраля 1969 года, с беспилотным кораблем 7К-Л1А/Л1С (11Ф92) <<Зонд-М>> (прототипом ЛОК) в качестве полезной нагрузки, закончился аварийно
Т.е. на пару месяцев после облета американцами у нас стартовала ракета с двухместным кораблем для лунной программы. И это несмотря на значительно более поздний старт лунной программы в СССР.
Но Н-1 так никогда успешно не взлетела, а американцы выбрали другое решение, которое оказалось более удачным/надежным.
Это я к вопросу о том, что нужно не просто знать, а знать как...
2
Ответить
Про пионеров:
- Баки с наддувом применяются очень-очень давно. Например ракета Р-16 принятая на вооружение в 1962 году имела наддув баков продуктами сгорания.
- А еще очень давно баки являются несущими... А сперва была несущая конструкция из шпангоутов.
И еще много много чего.

Поэтому покажите источник из которого можно судить про "весовое совершенство американских ракет в целом выше, они пионеры в наддувных конструкциях баков и пр".
Это интересно.
0
Ответить
Совершенно верно, но в соседней теме про X-Space сравнивают именно таким образом.
Типа Маск молодец у него Фалкон круче всех, а наши - тормоза, он у них заказы отнял.
И начинаются сравнения ракет с разной полезной нагрузкой, потом переходят на сравнение несравнимых двигателей и пошло-поехало.
Мне думается, что подобное сравнение не только непатриотично, но и глупо.
0
Ответить
Каких только трепа специалистов нет на ннру, оказывается и в ракетных двигателях разбираются, да это же просто не форум, а филиал Академии наук :-D
0
Ответить
в 2017 году SpaceX vs Роскосмос счет 1:3
3
Ответить
Тут высказываются факты уровня детской энциклопедии или википедии)), любой начитанный человек знает многое или почти все из уже перечисленного выше))
1
Ответить
Хлебный квас писал(а)
Каких только специалистов нет на ннру

да, я в энергетике, в следствии образования и специализации разбираюсь, а вы в чем?
0
Ответить
Worker73 писал(а)
Тут высказываются факты уровня детской энциклопедии или википедии

Вами?
1
Ответить
Сами видите, что между успешным испытанием на стенде и 18 годом - 2 года. Это ведь не изготовление 2года, а на самом деле в том числе НИОКР по доработке и устранению выявленных недостатков, которые не афишируют. Так всегда.

Для каждой пары топлив есть теоретический удельный импульс.
Удельный импульс на паре метан-кислород логично должен быть выше. Кислород-водород еще выше. Но слишком много проблем с водородом.

Наши тоже смотрят в направлении метана например в РД-0146.
Там вот тоже применяют схему без дожигания газогенераторного газа, а безгазогенераторный принцип, при котором на ГГ поступают не продукты сгорания, а продукты кипения топлива, которое отобрало энергию из рубашки охлаждения юбки сопла. Оч.интересно имхо.
Тоже если верить вики, то процесс затянулся с преодолением надежности работы двух высокоскоростных турбо-насосных агрегатов (ТНА), но решили.

В общем не стоим на месте тоже.
0
Ответить
??? НЯП первая большая наддувная ракета (на гелии) это жеж их Атлас, конструкция почти что чистый монокок с самым минимумом силового набора, принятие на вооружение кажется 1958 год, а ступень Атлас-Центавр долго держала рекорд по минимальной массе конструкции на массу выводимой нагрузки. Насколько стоит судить, это не хаяние, а скорее констатация достоинств прекрасной машины.
0
Ответить
Вы не можете отвечать в этой теме.
Вы не авторизованы на сайте. Авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.