Сравнение ракетных двигателей
Да и просто схема с дожиганием имеет при прочих равных больший удельный импульс, а это характеризует эффективность двигателя.
А эффективность более высокая, потому что после вращения турбины горячий газ поступает в камеру сгорания и участвует в создании тяги, а не выбрасывается за борт, как в ракетном двигателе открытой схемы.
Worker73 писал(а)
SSME (RS-25), это двигатель Шаттла, лучший водородно-кислородный двигатель в классе. Закрытая схема, разработка конца 70-х гг. Наш РД-0120 не хуже, но серийно не производился (летал дважды на РН Энергия)
Хороший пример. Кажется единственный, но хорош.
Отличием схемы от наших двигателей является наличие 2-х газогенераторов, каждый из них работает на свою турбину. В нашей же схеме обычно применяется схема с одним генератором, который крутит турбину, которая приводит в действие оба насоса (горючего и окислителя).
Какая из схем сложнее - судить не берусь, у них это синхронность управления двумя ТНА, у нас уплотнение между агрегатами ТНА, особенно это критично для самовоспламеняющихся топлив, где у нас тоже применяется схема с дожиганием.
Конечно конкуренция есть, и естественно, что то один, то другой выходит вперед. Это нормально. Но сказать, что у нас все плохо в этой области - это неверно.
По поводу надежности: конечно, чем проще, тем надежнее, но значительный выигрыш в удельном импульсе очень важен - это в результате доп.масса полезного груза.
Схемы же с дожиганием у нас давно отработаны причем на многих движках на самовоспламеняющихся компонентах.
shadow_ писал(а)
Подскажите, какие двигатели с дожиганием делают в США?
А у нас 30 лет делают...
Скажите, а в чем проблема сделать такой двигатель? Если Вы знаете принцип этого двигателя, то, возможно, этот принцип знает хотя-бы один американец...
И если американцы используют именно этот двигатель, то, наверное, это чем-то оправдано?
Но сравнивать надо не столько двигатели сколько всю систему в целом. Т.е. сами запуски, включающие расположение космодрома. Именно конечная цена привлекает покупателей, а не крутость конкретного компонента.
Сравнение РД-180 с Мерлином больше похоже на сравнение Камаза и Газели.
shadow_ писал(а)
Подскажите, какие двигатели с дожиганием делают в США?
А у нас 30 лет делают...
X-Space успешно испытали на стенде свой раптор в сентябре прошлого года. Его удельный импульс должен составить 380
На тестирование в НАСА его собираются передать в 18м году.
Первые полеты намечены на 19/20 года
Нет секрета в принципе посадки ступени, чем занимается Маск.
Дело не в принципе, а в "знаю как".
Знают что нужно делать - все, а вот как - не все.
Некоторые проблемы создания двигателей с дожиганием я описал выше.
В качестве примера: наша лунная программа не состоялась из-за того, что в качестве первой ступени было выбрано решение из связки порядка 30ти двигателей.
При этом каждый по отдельности работал отлично. А в связке приводило к отказу системы в целом.
Для сравнения:
- В декабре 1968 года Америка вырвалась вперёд в космической гонке и выиграла первый (облётный) этап <<лунной гонки>>
- Изделие No 3Л. Пуск произведён в 12 часов 18 минут 07 секунд 21 февраля 1969 года, с беспилотным кораблем 7К-Л1А/Л1С (11Ф92) <<Зонд-М>> (прототипом ЛОК) в качестве полезной нагрузки, закончился аварийно
Т.е. на пару месяцев после облета американцами у нас стартовала ракета с двухместным кораблем для лунной программы. И это несмотря на значительно более поздний старт лунной программы в СССР.
Но Н-1 так никогда успешно не взлетела, а американцы выбрали другое решение, которое оказалось более удачным/надежным.
Это я к вопросу о том, что нужно не просто знать, а знать как...
- Баки с наддувом применяются очень-очень давно. Например ракета Р-16 принятая на вооружение в 1962 году имела наддув баков продуктами сгорания.
- А еще очень давно баки являются несущими... А сперва была несущая конструкция из шпангоутов.
И еще много много чего.
Поэтому покажите источник из которого можно судить про "весовое совершенство американских ракет в целом выше, они пионеры в наддувных конструкциях баков и пр".
Это интересно.
Типа Маск молодец у него Фалкон круче всех, а наши - тормоза, он у них заказы отнял.
И начинаются сравнения ракет с разной полезной нагрузкой, потом переходят на сравнение несравнимых двигателей и пошло-поехало.
Мне думается, что подобное сравнение не только непатриотично, но и глупо.
Для каждой пары топлив есть теоретический удельный импульс.
Удельный импульс на паре метан-кислород логично должен быть выше. Кислород-водород еще выше. Но слишком много проблем с водородом.
Наши тоже смотрят в направлении метана например в РД-0146.
Там вот тоже применяют схему без дожигания газогенераторного газа, а безгазогенераторный принцип, при котором на ГГ поступают не продукты сгорания, а продукты кипения топлива, которое отобрало энергию из рубашки охлаждения юбки сопла. Оч.интересно имхо.
Тоже если верить вики, то процесс затянулся с преодолением надежности работы двух высокоскоростных турбо-насосных агрегатов (ТНА), но решили.
В общем не стоим на месте тоже.