После публикации о тайном смысле х/ф <<Бриллиантовая рука>> t.me/vmarahovsky/2629 ув. друзья стали спрашивать, присутствует ли тайный смысл в других знаменитых кинокомедиях Л.И. Гайдая.
Само собой. Согласно В. Клепинскому и О. Соловьёвой*, кинокомедия <<Кавказская пленница>> является экранизацией легенды об Орфее.
...Фигура Шурика (главного героя <<Пленницы>>) в отечественной критике до недавнего времени была абсолютно не разобрана. Её попросту не понимали, считая то <<удачливым недотёпой>>, то <<иконой <<физиков>> 60-х>>, и пытаясь объяснить его приключения в ключе советских реалий и чаяний поколения.
Но в действительности этот взгляд ломается, как только мы попробуем ответить на один банальный вопрос:
- А кто Шурик по специальности?
Первый прыгающий в голову ответ -- он технарь (в <<операции Ы>> у него экзамены в политехническом, в <<Иване Васильевиче>> он изобретает машину времени). Но достаточно вспомнить, что на Кавказ он прибывает в поиске <<древних легенд, сказок и тостов>>, чтобы версия <<Шурика-технаря>> рухнула.
Шурик -- не технарь и не гуманитарий. Он маг, универсал, точное повторение легендарного Орфея, объединившего аполлоническое начало с дионисийским.
На <<аполлонические>> его черты указывает множество намёков. Так, он подрабатывает на стройке (как Аполлон на строительстве стен Трои); как он, знает толк в математике и гармонии; поразительно часто для очкарика хватается за оружие; постоянно усыпляет своих врагов (подобно тому, как Аполлон усыпляет Эриний); побеждает хаотическое начало в виде тунеядца Феди (тот, чтобы подчеркнуть свою хтоническую природу, в одном из кадров даже бегает чёрным дикарём).
В то же время число дионисийских черт его тоже зашкаливает. Так, он склонен к исступлению под воздействием вина (<<Кавказская пленница>>), а то и просто экстаза познания (<<Операция Ы>>, где он упарывается учебником и не замечает ничего вокруг); он путешествует на осле, явно доставшемся от наставника Диониса, Силена; он даже попадает в психушку, что является очевидной отсылкой к дионисийскому безумию.
...<<Кавказская пленница>>, повторимся, представляет собой переосмысленную историю Орфея. С тем отличием, что он освобождает не Эвридику, а высшую природу, таящуюся в каждой женщине -- то есть богиню.
Но что это за богиня?
То, что Нина (студентка, комсомолка, спортсменка -- одним словом, женская ипостась Аполлона) на самом деле не смертная, вполне очевидно. Во-первых, она проявляет сверхчеловеческие силы (например, спасает Шурика от утопления). Во-вторых, она требует смыть грехи перед собой кровью. В-третьих -- она поёт для тупых песню про медведей.
Любому посвящённому на этом месте становится очевидно, что Нина -- не какая-нибудь смертная Эвридика, а сама Артемида, сестра-близнец Аполлона. Богиня-охотница, властительница медведей, кровожадная богиня-дева, которой требуются человеческие жертвоприношения.
На то, что освобождение её Шуриком является не прелюдией к браку, а просто выполнением квеста по освобождению богини, очевидно указывает простой факт. В начале <<Ивана Васильевича>>, хронологически следующего за <<Пленницей>>, мы видим Шурика-алхимика женатым не на ней, а на всё той же девице из <<Операции Ы>>, как будто никакой Нины никогда не было.
Следовательно, Никулин-Моргунов-Вицын (не зря снабжённые собачьими кличками Трус, Балбес и Бывалый) -- это триглавый пёс Кербер; Шурик-Орфей привычно усыпляет его.
Саахов -- Аристей. Он, кстати, персонаж второстепенный.
Дядя Джабраил (неслучайно наделённый архангельским именем) -- куда главней: он Аид, ибо именно он планирует и организует пленение племянницы Нины-Артемиды (кстати, Аид и был дядей Артемиды); соответственно его супруга, критикующая его за преступление -- Персефона.
Таким образом, нам становится ясен смысл хэппи-энда фильма: Шурик, <<новый Орфей>>, сумел объединить в себе Аполлона и Диониса, разум и исступление -- и потому, в отличие от <<старого Орфея>>, преуспел.
В следующий раз мы осветим тайный смысл <<Гостьи из будущего>>. t.me/psyabuse/2406
АКамин писал(а)
В следующий раз мы осветим тайный смысл "Гостьи из будущего"
Что общего у Коли Герасимова и Джона Коннора, Алисы Селезнёвой и Сары Коннор, Весельчака У и Т-800, <<Гостьи из будущего>> и <<Терминатора - 1 и 2>>? <<Ничего>>, - скажете вы. Не тут-то было!
АКамин писал(а)
В следующий раз мы осветим тайный смысл "Гостьи из будущего"
Ну, и что там с "Гостьей из будущего"? ;-)
Почему Маша не растёт?
Где её родители?
Почему она живёт с медведем и издевается над ним?
Когда эти вопросы задали умной колонке <<Алиса>>, та привела ответ с одного из сайтов интернета: <<Маша -- это призрак убитой девочки , ]:-> именно поэтому она не растёт и видеть её признак могут только животные. Родители [Маши] не смогли выдержать потерю ребёнка и уехали, оставив пустой дом, а мучает Маша медведя, потому что он и лишил её жизни>>.
В общем, вот такой ужастик про призрак девочки и про медведя-людоеда. =-O
Штейнман писал(а)
Иначе откуда даже спустя много лет после войны у Печкина неоднократно прорывается высказываемое им откровенно садистское желание сдать кого-нибудь "в поликлинику, для опытов"?
Кстати, о какой поликлинике может идти речь в страшной, проклятой и покинутой всеми жильцами деревне Простоквашино? Там нет и не может быть никакой поликлиники, ни даже фельдшерского пункта. Может быть, разве что найдётся заброшенный морг с давно мумифицированными и скелетированными телами тех, кому не посчастливилось вовремя сбежать из Простоквашино.