12 дней в Норвегии на автомобиле. Много букв и фото.
Кроме того, для той машины, на которой было решено ехать в Норвегию, я сделал фальшпол, верхняя поверхность которого служила крышками для отделений, образовавшихся в пространстве между основным полом и смастерённым. Фальшпол, в первую очередь, делался для того, чтобы в машине задний диван стал вровень с уровнем багажника, и можно было бы переночевать не в палатке, а в авто, если потребуется. Потребовалось.
Связь и интернет: не во всех кемпингах есть Wi-Fi, а в тех, в которых он есть, не всегда нормально работает или нормально ловит в месте вашей стоянки. Для решения проблемы с интернетом, мы в Хельсинки купили симку местного оператора связи, она называется <<Saunalahti Prepaid>>, стоит 5.9 Евро, при этом на счету будет 6 Евро. Тарификация интернета - помегабайтная, 1 MB на территории Швеции и Норвегии (т.е. в роуминге относительно Финляндии) стоит 0.00545 Евро, то есть 5.45 Евро за 1 Гигабайт. На всё путешествие нам хватило чуть более гигабайта траффика, при этом не экономили (карты, соцсети, поиск, почитать что-нибудь на досуге), но и не транжирили трафик на потоковую музыку или видео.
Чуть менее чем за пару месяцев до поездки (когда точно определились с датами отпуска) были приобретены билеты на паромы <<Хельсинки - Стокгольм>> и <<Стокгольм - Турку>>.
Судя по отчётам других путешественников, нам очень (нет, ОЧЕНЬ!) повезло с погодой: практически не было трекинга под дождём, осадки если и выпадали, то тогда, когда они для нас были малой помехой (ночью или когда мы были в пути). Почти всегда в походах нас сопровождало солнце.
Изначально планировалось так: 27 июля рано утром выезжаем из Москвы в сторону границы с Финляндией; после границы ночуем; смотрим Хельсинки; грузимся на паром <<Хельсинки - Стокгольм>>. Но так получилось, что позже у супруги <<нарисовалась>> командировка в Петербург как раз на последние дни перед отпуском, и было решено немного изменить планы, получив лишний день в Норвегии, а именно: поменять билет на паром с воскресенья на субботу, а мне выехать из Москвы в пятницу в обед, заночевав в Питере и пройдя границу утром субботы. Только вот паром из Хельсинки на субботу оказался дороже. Но есть ещё паром из Турку, который был в ту же цену, но зато прибывал в Стокгольм не в 10:30, а в 6:30, что давало нам лишних 4 часа на дорогу в сторону Норвегии. На него билет я и поменял.
26 июля, пятница. Отправление из Москвы.
Утром начал грузить машину, забив багажник реально до отказа, да ещё и на верхнюю полку нагрузил. В салоне из оборудования полезное пространство занимал только холодильник, который разместился позади переднего пассажирского кресла. Со мной до Питера должны были поехать дружище со своей супругой, надо было оставить место для них и их багажа. В обед пятницы встретил друга, погрузились, выехали из Москвы. По трассе М-11 за 7 с небольшим часов доехали до Петербурга, там заселил друзей в отель, а сам поужинал и отошёл ко сну - завтра рано вставать, чтобы на границе успеть до толпы. Суббота же будет...
Подъём в 3 часа, сборы, выезд в 4 утра в сторону границы. Чуть ранее семи утра мы были на переходе, где на российской стороне были третьими или четвёртыми, а на финской - вообще пусто было. Заскочили в дьюти-фри, сделав запасы пива и сидра на путешествие (всё в пределах нормы ввоза на территорию Норвегии).
Финских пограничников и таможенников мы не заинтересовали, к машине никто не выходил и ничего в ней не смотрел, так что колбасу из холодильника в более укромные места мы зря прятали перед границей :-) (ввоз на территорию ЕС мясных и молочных продуктов запрещён, а на территорию Норвегии ещё и категорически запрещено ввозить картофель в сыром виде).
Далее наш путь пролегал в Хельсинки, где планировалось познакомить меня с этим городом (супруга в нём уже бывала). С трудом нашли бесплатную. От этой парковки до центра идти минут 35-40.
Хельсинки - приятный, спокойный город.
- А знаешь, как в Париже называют четвертьфунтовый чизбургер?
- Что, они не зовут его четвертьфунтовый чизбургер?
- У них там метрическая система. Они вообще там не понимают, что за хрен четверть фунта.
- И как они его зовут?
- Они зовут его <<Роял чизбургер>>.
В общем, дань классике была отдана, и мы поехали в сторону Турку, грузиться на паром.
Нас вёз в Швецию паром M/S Viking Grace. Это судно было построено в 2012 году, и оно работает, внимание, на сжиженном природном газе! Возможность работы на мазуте и дизельном топливе сохранена, но для меня было удивлением увидеть цистерны под СПГ. Паром очень комфортный, просторный, выглядит свежо.
Я заказывал двухместную кабину. Она представляет собой половинку поездного купе (с кроватями-полками, расположенными одна над другой), только со своим туалетом и душем. Нам пришлось немного подождать, пока будет закончена уборка, после чего разместились и пошли гулять по парому - сходили на верхнюю открытую палубу, посидели на ней с напитками, пофотографировали.
Проснувшись, пошли на завтрак. Он сервируется по системе <<шведский стол>>, стоит 11 Евро с персоны, и он стоит того! На завтрак очень широкий выбор рыбы, есть много и привычных нам блюд в виде мюсли, омлета, сухих завтраков и т.д. В общем, голодными не остались, сэкономили время, которое могли бы потратить на завтрак, съехав с парома, да и денег сэкономили, если сравнивать с ценами, которые в шведских кафе.
Далее нас ждала дорога до кемпинга поближе к Бессегену, весь день в пути, ничего особо интересного, кроме видов:
Вот несколько примеров дорог на видео:
Извилисто, узко, красиво:
Даже такие грунтовки могут быть платными, одна из них:
А ещё на серпантине можно повстречать такой вот "нежданчик":
Знаки эти установлены не просто так, вам может внезапно перепрыгнуть дорогу стремительная косуля, или бараны решить, что это их территория. Про коров вообще молчу - это отбитые на всю голову ))). Что уж говорить про лыжников... но было лето.
Фотки знаков честно стащил из открытых источников, свои как-то затерялись, а часть не делал вовсе.
На дорогах нет грубости, нахальства... очень приятно ездить. Когда обгоняешь - сбавят скорость иногда. Только вот привычка норвежцев ехать посреди дороги, в том числе и меж попутной и встречной полосами, да перед полностью закрытыми поворотами - это у меня в голове мало помещалось. Наверное, потому что они привыкли к более низким скоростям передвижения, чем мы, и привыкли рассчитывать на то, что все успеют разъехаться. Хорошо это или плохо - не мне судить, однако ни одного ДТП мы не наблюдали, да и статистика аварий и жертв в Норвегии говорит сама за себя: всё там у них хорошо...
Вот пример вполне типичной норвежской дороги:
Остановились в кемпинге недалеко от Бессегена. Стоимость для автомобиля с одной палаткой на двоих - 200 NOK (1500 руб.), оплата в этом кемпинге только наличными, Wi-Fi отсутствует. Душ стоил 10 NOK (75 руб.) за 4 минуты. К слову сказать, четырёх минут достаточно, чтобы помыться с мылом и шампунем. Кроме того, в этом кемпинге без денег просто не подаётся горячая вода, а холодная - пожалуйста, так что, в целях экономии средств, можно не особо чувствительные части тела (ноги, например) помыть и холодной, закинув монетку только тогда, когда уже совсем нужна горячая. Душ был вполне приличный, как и другие места общего пользования. На кухню только не ходили...
Для начала взяли только одну ночь, оговорившись, что примем решение оставаться или нет завтра после восхождения. В итоге остались и на вторую ночь.
Нормальное место для палатки без труда нашли, расположились. Приготовили гречку с тушёнкой, отметили прибытие пивом и сидром, приготовили всё на завтра для старта на Бессеген, легли отдыхать.
Быт наш таков:
Длительность похода: 8 часов. Это то время, которое понадобилось нам на то, чтобы подняться, в процессе фотографировать, пообедать на вершине, спуститься вниз.
Восхождение на Бессеген - это трек, который входит в мировой ТОП-20 по версии National Geographic. В нескольких источниках находил, что данная тропа - обязательная для каждого норвежца. Сложность (по системе <<зелёный-синий-красный-чёрный>>) - красная.
Вершина находится в национальном парке Йотунхеймен. Тропа проходит меж двух озёр (Гейнде и Бессватнет, расположены близко друг к другу, при этом с разницей порядка 400 м по вертикали) с водой разного цвета. Длина трека - чуть более 13 км, суммарный перепад высот, который приходится преодолеть вверх - чуть менее 1000 метров.
Существуют два маршрута на Бессегген: от Йендесхейм (Gjendesheim) или из Мемурубю (Memurubu). Добраться из Йендесхейма в Мемурубю можно на катере по озеру, больше никак (ну или через Бессеген :-)). Вариант сначала на катере - он попроще, т.к. на тропе не придётся преодолевать крутой скальный спуск, где валуны вплоть до человеческого роста (подниматься всё же проще). Кроме того, идёшь от лодки к машине, а не от машины к лодке, рискуя не успеть на последнюю (отправление которой в 16:55).
В 6:30, как и планировали, подъём, гигиена, варка <<Геркулеса>> и кофе, завтрак, погрузка в машину, выезд к пристани, в которой мы должны отправиться на катере к началу трека на Бессеген. Наш рейс катера - в 9:30.
Я брал запас минут тридцать, планировали прибыть на стоянку около пристани к 9 часам. В районе 8:50 мы подъехали к месту, где сбоку от дороги была большая стоянка, но не та, на которой мы планировали встать (наша - прямо около пристани, до неё пара километров ещё). Здесь нам дорогу перегородила девушка-маршал и спросила: не на хайкинг ли мы? Мы ответили утвердительно, после чего нам были даны указания ставить машину здесь, и сказано о том, что стоянка около пристани закрыта, а отсюда вы можете добраться на шаттле.
Паркуем машину, переобуваемся, идём платить, и во время оплаты наблюдаем, что шаттл отъезжает. Идём на остановку, где в расписании видим отправление каждые полчаса. Картину наблюдаем не мы одни. Люди, у которых были билеты на то же время, что и у нас, решают бежать к пристани на своих двоих (так вполне реально успеть), мы же идём к девушке-маршалу уточнить. Леди нам сказала, что в <<высокий>> сезон автобус ходит не по расписанию, а туда-сюда, так что успеете на свой катер. Отлично! Идём на остановку, минут десять ждём автобус, погружаемся в него, выезжаем к пристани. По пути автобус подобрал всех, кто решил бежать на пристань.
Грузимся на катер. Наблюдаем красоты.
Натыкались на таблички с отметками: <<Три километра от Мемурубю. Если Вы дошли от Мемурубю до сюда более чем за три часа, то возвращайтесь назад - Вы не успеете пройти трек засветло>>.
Наша скорость была примерно 2 км/ч, далее она снизилась до 1,5 км/ч, так как начались крутые подъёмы, где трекинговые палки пришлось убрать, а вот руки - задействовать, т.к. надо было взбираться на крутые валуны.
И вот видишь перегиб, надеешься, что он - последний, видишь два озерца (с мыслями <<это же те самые, да?..),