Лента Мой малыш
Городские форумы
Автофорумы
Халявный
Домоводство
Проф. и бизнес форумы
Строительные форумы
Технофорумы
Собачий форум
Велофорумы Нижнего Новгорода
Наши дети
Туризм, отдых, экстрим Творческий
Путешествия Спортивные форумы
Нижегородская область Недвижимость
Форумы по интересам
Частные форумы Форумы домов Жилые районы
Отзывы и предложения (техподдержка)
Реклама на NN.RU
+7 (831) 261-37-60
Техподдержка Полная версия

12 дней в Норвегии на автомобиле. Много букв и фото.

Ну что ж, пока впечатления свежи, написал отчёт. Распределил его по дням пребывания.
Позади – 6400 километров и 17 дней, почти 2000 км из которых – по России, и 12 дней – «чистых» в Норвегии. Остальное время – это Финляндия, Швеция и дорога по России.
Поездка была совершена в период с 26 июля по 13 августа 2019 года. Все цены и почти вся информация в отчёте будут даны на указанный период времени. Курс рубля к норвежской кроне (NOK) в этот период был порядка 7,5 руб. за 1 NOK (так списывалось у нас с карты при конвертации). Все рублёвые цены, которые буду приводить, будут опираться на курс 1 NOK = 7 руб. 50 коп.
Я смело отнесу это путешествие к самым впечатляющим из тех, в которые ездил. Кроме сильных впечатлений и удовольствия от созерцания природных красот, это путешествие ещё и сильно отличалось по формату от всего, что у меня было раньше, а именно проживанием в кемпингах и ночлегами в палатках и машине, большим количеством трекинга, автономным питанием.
Будет много букв (очень много), будут лирические отступления.
Целью этой поездки в Норвегию было посещение самых известных в широких кругах мест, но пока только по южной половине страны. Побывать хотелось давно, но некоторое окончательное понимание, что поедем этим летом, пришло в начале 2019 года. Для этой поездки были необходимы вещи и оборудование, которых у нас не было. Или были, но не устраивали, и вот с весны начали постепенно всё закупать, отлавливая скидки.
11
Ответить
Немного забегая вперёд, по результатам этого путешествия, я в очередной раз убедился: хорошая экипировка решает! Не стоит на ней экономить, удовольствия и, главное, безопасности будет гораздо больше, если у вас правильные одежда и обувь. Да, я читал, что кто-то спокойно объезжает Норвегию чуть ли не в кедах, но лично я, если бы считал, то сбился со счёта: сколько раз я мог подвернуть или оцарапать о камни лодыжку, будь я не в нормальных трекинговых ботинках с поддержкой голеностопа, а в низкой обуви; сколько раз я мог отбить пальцы ног или поскользнуться на камнях, будь я в обуви на обычной подошве и без защиты носка; да сколько раз я мог бы вообще порвать обычные кроссовки!
Кроме того, для той машины, на которой было решено ехать в Норвегию, я сделал фальшпол, верхняя поверхность которого служила крышками для отделений, образовавшихся в пространстве между основным полом и смастерённым. Фальшпол, в первую очередь, делался для того, чтобы в машине задний диван стал вровень с уровнем багажника, и можно было бы переночевать не в палатке, а в авто, если потребуется. Потребовалось.
1
Ответить
Удобно хранить консервы и прочее.
3
Ответить
Ещё даю идею для тех, кто захочет ночевать в машине: купите обычную москитную сетку и небольшие магниты (в <<Леруа>> продаются>>), штук шесть. Это позволит вам спать в машине, обеспечив себе нормальный приток воздуха, но не пострадать при этом от кровососущих насекомых: сетка сверху и по бокам прижимается дверью, а по низу магнитами закрепляется на дверь. Можно просто побольше размером взять москитку, и вообще всю дверь её обернуть и прижать, закрыв дверь. Единственное, что при открытом окне стоит придумать какую-нибудь защиту этого окна от воды - в дождь возможно попадание в салон капель. Я это как-то не предусмотрел... спасался, подвешивая на внутреннюю дверную карту полотенце - оно впитывало всё.

Связь и интернет: не во всех кемпингах есть Wi-Fi, а в тех, в которых он есть, не всегда нормально работает или нормально ловит в месте вашей стоянки. Для решения проблемы с интернетом, мы в Хельсинки купили симку местного оператора связи, она называется <<Saunalahti Prepaid>>, стоит 5.9 Евро, при этом на счету будет 6 Евро. Тарификация интернета - помегабайтная, 1 MB на территории Швеции и Норвегии (т.е. в роуминге относительно Финляндии) стоит 0.00545 Евро, то есть 5.45 Евро за 1 Гигабайт. На всё путешествие нам хватило чуть более гигабайта траффика, при этом не экономили (карты, соцсети, поиск, почитать что-нибудь на досуге), но и не транжирили трафик на потоковую музыку или видео.
2
Ответить
Мной был составлен план, от которого совсем без напряга нам удалось почти не отступить, и это позволило как успеть всё, что было запланировано, так и получить удовольствие от поездки. Изменения были только в конце путешествия, уже в последние дни, но об этом - по отчёту.
0
Ответить
Кроме этого, составили примерный план питания, по которому закупили продуктов с собой (крупы, макароны, кофе, тушёнка, консервированная фасоль, суп и рыба, сладости, молоко ультрапастеризованное, сырокопчёная колбаса, хлебцы, сухофрукты и т.д.). Всё не съели :-).
Чуть менее чем за пару месяцев до поездки (когда точно определились с датами отпуска) были приобретены билеты на паромы <<Хельсинки - Стокгольм>> и <<Стокгольм - Турку>>.

Судя по отчётам других путешественников, нам очень (нет, ОЧЕНЬ!) повезло с погодой: практически не было трекинга под дождём, осадки если и выпадали, то тогда, когда они для нас были малой помехой (ночью или когда мы были в пути). Почти всегда в походах нас сопровождало солнце.
0
Ответить
Что ж, непосредственно к отчёту.

Изначально планировалось так: 27 июля рано утром выезжаем из Москвы в сторону границы с Финляндией; после границы ночуем; смотрим Хельсинки; грузимся на паром <<Хельсинки - Стокгольм>>. Но так получилось, что позже у супруги <<нарисовалась>> командировка в Петербург как раз на последние дни перед отпуском, и было решено немного изменить планы, получив лишний день в Норвегии, а именно: поменять билет на паром с воскресенья на субботу, а мне выехать из Москвы в пятницу в обед, заночевав в Питере и пройдя границу утром субботы. Только вот паром из Хельсинки на субботу оказался дороже. Но есть ещё паром из Турку, который был в ту же цену, но зато прибывал в Стокгольм не в 10:30, а в 6:30, что давало нам лишних 4 часа на дорогу в сторону Норвегии. На него билет я и поменял.

26 июля, пятница. Отправление из Москвы.
Утром начал грузить машину, забив багажник реально до отказа, да ещё и на верхнюю полку нагрузил. В салоне из оборудования полезное пространство занимал только холодильник, который разместился позади переднего пассажирского кресла. Со мной до Питера должны были поехать дружище со своей супругой, надо было оставить место для них и их багажа. В обед пятницы встретил друга, погрузились, выехали из Москвы. По трассе М-11 за 7 с небольшим часов доехали до Петербурга, там заселил друзей в отель, а сам поужинал и отошёл ко сну - завтра рано вставать, чтобы на границе успеть до толпы. Суббота же будет...
0
Ответить
27 июля, суббота. Граница, Хельсинки и погрузка на паром.
Подъём в 3 часа, сборы, выезд в 4 утра в сторону границы. Чуть ранее семи утра мы были на переходе, где на российской стороне были третьими или четвёртыми, а на финской - вообще пусто было. Заскочили в дьюти-фри, сделав запасы пива и сидра на путешествие (всё в пределах нормы ввоза на территорию Норвегии).
Финских пограничников и таможенников мы не заинтересовали, к машине никто не выходил и ничего в ней не смотрел, так что колбасу из холодильника в более укромные места мы зря прятали перед границей :-) (ввоз на территорию ЕС мясных и молочных продуктов запрещён, а на территорию Норвегии ещё и категорически запрещено ввозить картофель в сыром виде).
Далее наш путь пролегал в Хельсинки, где планировалось познакомить меня с этим городом (супруга в нём уже бывала). С трудом нашли бесплатную. От этой парковки до центра идти минут 35-40.
Хельсинки - приятный, спокойный город.
0
Ответить
Немного архитектуры и забавный памятник.
0
Ответить
Прогулялись, зашли в макдак, где я не смог отказаться от бургера. А всё почему? Да потому что:

- А знаешь, как в Париже называют четвертьфунтовый чизбургер?
- Что, они не зовут его четвертьфунтовый чизбургер?
- У них там метрическая система. Они вообще там не понимают, что за хрен четверть фунта.
- И как они его зовут?
- Они зовут его <<Роял чизбургер>>.


В общем, дань классике была отдана, и мы поехали в сторону Турку, грузиться на паром.
2
Ответить
Дорога что от границы до Хельсинки, что от Хельсинки до Турку пролегает по отличной магистрали, ограничение скорости чаще 120 км/ч, поэтому за пару часов мы доехали до порта. Разведали, что да как по поводу погрузки на паром, скатались до торгового центра перекусить, после чего встали в очередь на погрузку.

Нас вёз в Швецию паром M/S Viking Grace. Это судно было построено в 2012 году, и оно работает, внимание, на сжиженном природном газе! Возможность работы на мазуте и дизельном топливе сохранена, но для меня было удивлением увидеть цистерны под СПГ. Паром очень комфортный, просторный, выглядит свежо.

Я заказывал двухместную кабину. Она представляет собой половинку поездного купе (с кроватями-полками, расположенными одна над другой), только со своим туалетом и душем. Нам пришлось немного подождать, пока будет закончена уборка, после чего разместились и пошли гулять по парому - сходили на верхнюю открытую палубу, посидели на ней с напитками, пофотографировали.
0
Ответить
Вот так грузят фуры на паром, без тягачей (с тягачами тоже есть). Видимо, дешевле встретить фуру другому тягачу после выгрузки, чем отправлять человека и машину отсюда.
0
Ответить
Паром проходит очень близко к береговой линии.
0
Ответить
в турляндии тоже есть двойной четвертной. а в тае едал тройной чизбургер :)
0
Ответить
28 июля, воскресенье. Дорога к первому ночлегу в Норвегии.
Проснувшись, пошли на завтрак. Он сервируется по системе <<шведский стол>>, стоит 11 Евро с персоны, и он стоит того! На завтрак очень широкий выбор рыбы, есть много и привычных нам блюд в виде мюсли, омлета, сухих завтраков и т.д. В общем, голодными не остались, сэкономили время, которое могли бы потратить на завтрак, съехав с парома, да и денег сэкономили, если сравнивать с ценами, которые в шведских кафе.
Далее нас ждала дорога до кемпинга поближе к Бессегену, весь день в пути, ничего особо интересного, кроме видов:
2
Ответить
Здесь, наверное, можно написать про дороги и движение в Норвегии. Ограничения скорости: в населённых пунктах: 30-50 км/ч; за их пределами - 80 км/ч. На некоторых автострадах бывает 100 и 120 км/ч. Есть как нормальные шоссе, так и очень узкие дорожки, на которых со встречными можно разъехаться только в местах специальных расширений проезжей части (обычно обозначены синим знаком с буквой <<М>>). Поэтому ситуация, когда приходится принять правее и пропустить встречных, а то и сдать назад - не редкость, и она нормальна. Уступивших принято благодарить поднятой ладонью.

Вот несколько примеров дорог на видео:

Извилисто, узко, красиво:


Даже такие грунтовки могут быть платными, одна из них:


А ещё на серпантине можно повстречать такой вот "нежданчик":
0
Ответить
В Норвегии для каждого животного, похоже, есть свой знак :-). Например, у них есть <<Внимание, лоси!>> и <<Внимание, олени!>>, а не общий знак <<Дикие животные>>. Свои знаки для баранов с овцами или для коров, а также для лыжников (те ещё животные, то есть лоси!))). И для всадников есть свой знак.

Знаки эти установлены не просто так, вам может внезапно перепрыгнуть дорогу стремительная косуля, или бараны решить, что это их территория. Про коров вообще молчу - это отбитые на всю голову ))). Что уж говорить про лыжников... но было лето.

Фотки знаков честно стащил из открытых источников, свои как-то затерялись, а часть не делал вовсе.
1
Ответить
Камеры. Как я понял, все места, где есть стационарные радары, заблаговременно помечены соответствующими дорожными знаками. Поэтому я себе позволял иногда <<прохватить>> по извилистым дорожкам, а за местными наблюдал, что они тоже не прочь нарушить скоростной режим, но в меру: на 10-20 км/ч.
На дорогах нет грубости, нахальства... очень приятно ездить. Когда обгоняешь - сбавят скорость иногда. Только вот привычка норвежцев ехать посреди дороги, в том числе и меж попутной и встречной полосами, да перед полностью закрытыми поворотами - это у меня в голове мало помещалось. Наверное, потому что они привыкли к более низким скоростям передвижения, чем мы, и привыкли рассчитывать на то, что все успеют разъехаться. Хорошо это или плохо - не мне судить, однако ни одного ДТП мы не наблюдали, да и статистика аварий и жертв в Норвегии говорит сама за себя: всё там у них хорошо...

Вот пример вполне типичной норвежской дороги:
0
Ответить
По пути в одном из небольших городков мы в банкомате сняли наличных крон, т.к. неплохо их иметь.
Остановились в кемпинге недалеко от Бессегена. Стоимость для автомобиля с одной палаткой на двоих - 200 NOK (1500 руб.), оплата в этом кемпинге только наличными, Wi-Fi отсутствует. Душ стоил 10 NOK (75 руб.) за 4 минуты. К слову сказать, четырёх минут достаточно, чтобы помыться с мылом и шампунем. Кроме того, в этом кемпинге без денег просто не подаётся горячая вода, а холодная - пожалуйста, так что, в целях экономии средств, можно не особо чувствительные части тела (ноги, например) помыть и холодной, закинув монетку только тогда, когда уже совсем нужна горячая. Душ был вполне приличный, как и другие места общего пользования. На кухню только не ходили...
Для начала взяли только одну ночь, оговорившись, что примем решение оставаться или нет завтра после восхождения. В итоге остались и на вторую ночь.
Нормальное место для палатки без труда нашли, расположились. Приготовили гречку с тушёнкой, отметили прибытие пивом и сидром, приготовили всё на завтра для старта на Бессеген, легли отдыхать.

Быт наш таков:
0
Ответить
29 июля, понедельник. День похода на Бессеген.

Длительность похода: 8 часов. Это то время, которое понадобилось нам на то, чтобы подняться, в процессе фотографировать, пообедать на вершине, спуститься вниз.

Восхождение на Бессеген - это трек, который входит в мировой ТОП-20 по версии National Geographic. В нескольких источниках находил, что данная тропа - обязательная для каждого норвежца. Сложность (по системе <<зелёный-синий-красный-чёрный>>) - красная.

Вершина находится в национальном парке Йотунхеймен. Тропа проходит меж двух озёр (Гейнде и Бессватнет, расположены близко друг к другу, при этом с разницей порядка 400 м по вертикали) с водой разного цвета. Длина трека - чуть более 13 км, суммарный перепад высот, который приходится преодолеть вверх - чуть менее 1000 метров.

Существуют два маршрута на Бессегген: от Йендесхейм (Gjendesheim) или из Мемурубю (Memurubu). Добраться из Йендесхейма в Мемурубю можно на катере по озеру, больше никак (ну или через Бессеген :-)). Вариант сначала на катере - он попроще, т.к. на тропе не придётся преодолевать крутой скальный спуск, где валуны вплоть до человеческого роста (подниматься всё же проще). Кроме того, идёшь от лодки к машине, а не от машины к лодке, рискуя не успеть на последнюю (отправление которой в 16:55).

В 6:30, как и планировали, подъём, гигиена, варка <<Геркулеса>> и кофе, завтрак, погрузка в машину, выезд к пристани, в которой мы должны отправиться на катере к началу трека на Бессеген. Наш рейс катера - в 9:30.

Я брал запас минут тридцать, планировали прибыть на стоянку около пристани к 9 часам. В районе 8:50 мы подъехали к месту, где сбоку от дороги была большая стоянка, но не та, на которой мы планировали встать (наша - прямо около пристани, до неё пара километров ещё). Здесь нам дорогу перегородила девушка-маршал и спросила: не на хайкинг ли мы? Мы ответили утвердительно, после чего нам были даны указания ставить машину здесь, и сказано о том, что стоянка около пристани закрыта, а отсюда вы можете добраться на шаттле.

Паркуем машину, переобуваемся, идём платить, и во время оплаты наблюдаем, что шаттл отъезжает. Идём на остановку, где в расписании видим отправление каждые полчаса. Картину наблюдаем не мы одни. Люди, у которых были билеты на то же время, что и у нас, решают бежать к пристани на своих двоих (так вполне реально успеть), мы же идём к девушке-маршалу уточнить. Леди нам сказала, что в <<высокий>> сезон автобус ходит не по расписанию, а туда-сюда, так что успеете на свой катер. Отлично! Идём на остановку, минут десять ждём автобус, погружаемся в него, выезжаем к пристани. По пути автобус подобрал всех, кто решил бежать на пристань.

Грузимся на катер. Наблюдаем красоты.
0
Ответить
В мечтах через Мурманск проехать северную Норвегию.... но до осуществления очень долго ((
0
Ответить
Сошли с катера, выдвинулись на гору.
Сначала был достаточно простой подъём по грунтовой тропе, погода радовала.
0
Ответить
По пути - фото открывающихся видов, наши эмоции от этого всего сложно описать простым словом <<восторг>>.
2
Ответить
Далее простая тропа сменилась на подъём покруче, а покрытие - на камни. Но красота такая вокруг...
3
Ответить
Постепенно начал дуть ветер, который был то холодным, то тёплым. При этом от физнагрузки я начал взмокать. В итоге утеплился дышащей полартековской флиской, а супруга накинула мембранную курточку. Чуть позже организм попросил еды, закинули в желудок по фруктовому батончику. Старались регулярно пить.
Натыкались на таблички с отметками: <<Три километра от Мемурубю. Если Вы дошли от Мемурубю до сюда более чем за три часа, то возвращайтесь назад - Вы не успеете пройти трек засветло>>.
Наша скорость была примерно 2 км/ч, далее она снизилась до 1,5 км/ч, так как начались крутые подъёмы, где трекинговые палки пришлось убрать, а вот руки - задействовать, т.к. надо было взбираться на крутые валуны.
И вот видишь перегиб, надеешься, что он - последний, видишь два озерца (с мыслями <<это же те самые, да?..),
3
Ответить