Путешествие без приключений (ну почти). Баку июль 2018. Часть 2
Площадка хороша тем, что с нее прекрасно видны Башни пламени. 3 небоскреба с активной светодиодной подсветкой. Особенно эффектно смотрятся огненные всполохи. На фото это невозможно передать, потому я записал короткое видео, хоть оно тоже не в полной мере отражает цвета.
Есть мнение, что эти небоскребы имеют самую красочную ночную подсветку в мире. Оно и понятно, ведь здания спроектировали специально под нее. Дело в том, что "азербайджан" в вольном переводе значит "страна огней", да и на гербе государства изображены 3 языка пламени. Небоскребы так и постороили в виде 3 зданий по форме напоминающих пламя и с соответствующим оформлением.
На всякий случай оставляю координаты этой площадки: 40.354710, 49.821525
Еще пару дней назад, когда возвращались из Шихово, я подметил красивые аллеи на набережной. Какие-то фонарики, подсвеченные здания, любопытно было осмотреть. Поехал к бульвару у плавательного бассейна. Но тут меня ждало разочарование, то что со стороны смотрится красиво, вблизи интереса не представляет. Горят себе фонари и горят, какие-то деревьица чахлые во тьме, прохожие бесцельно бродящие взад-вперед. Я еще немного попрактиковался в ночной панораме и свернул удочки. Единственный положительный момент, парковщик почему-то не стал брать с меня денег за машину, возможно еще одна мера для привлечения туристов - бесплатная парковка.
Третьим местом я решил заехать в центр Гейдара Алиева, однако и этот заход оказался неудачным, центр скупо освещен и фоткать нечего.
Также к ночной жизни стоит отнести и посещение ресторана. Я так и не понял почему в Баку все рыбные рестораны располагаются вплотную друг к другу, это не совсем логично, но факт есть факт. 5 или 6 огромных ресторанов расположены на мысе Биби-Эйбат. Самый разрекламированный и дорогой ресторан - это Наршараб. И конечно в него мы не пошли, потому что как авторитетно заявил Джавид, ничего хорошего кроме понтов там нет. Мы поехали в Дарью. Да, он довольно аскетичен - деревянные столы и лавки, расположенные под открытым небом прямо вдоль моря, но судя по количеству народа, место стоящее.
Супруга хотела заказать кефаль, но официант покачал головой и посоветовал взять кутум. А я не стал экспериментировать, и аналогично заказам бакинцев взял рыбу берш. И да, берш оказалась вкусной, кутум тоже ничего, но костей многовато.
Назаказывали мы много всего, и всякие разные соусы (включая традиционный под рыбу бакинский соус из сока граната - наршараб), и закуски, и белое вино (название Ivanovka, вполне приличное, несмотря на дешевизну), и салаты, несколько разных гарниров к рыбе, и наверняка я про половину уже просто забыл, так как стол был заставлен полностью. Однако вышло всего-то на 70 манат, я правда дал 10 сверху на чай, так как официант-работяга носился вокруг нас как веник, исполняя многочисленные наши капризы, и его труд определенно был адским.
Судьба ее схожа с московским храмом Христа-спасителя, мечеть также имела большое религиозное значение для бакинцев, потому большевики ее и снесли в период борьбы с религией. Однако, вскоре курс СССР сменился на сохранение исторического наследия, в следствии чего руководителя сносом отправили на 20 лет в Сибирь, а на месте мечети появилась часовенка с ящиком для пожертвований на восстановление. Тем не менее при советской власти строительство не начинали, активно восстанавливать мечеть начали только около 2000 года. А по завершению строительства перед входом установили стелу, которая гласила, что мечеть восстановлена на деньги фонда Гейдара Алиева. И тут люди начали задавать вопросы: "Минуточку, а куда пошли пожертвования, которые на протяжении 50-ти лет вносили на строительство мечети?" Спустя пару дней стелла исчезла, но ответа на вопрос о пожертвованиях никто не дал.
Меня не отпускал вопрос как проехали на "Седьмой ярус" туристы, чьи фото я видел в интернете, как они просочились через шлагбаум? Я снова внимательно изучил навигатор и обнаружил, что Яндекс предлагает альтернативный маршрут к этой точке, со стороны набережной. Он немного более запутанный и ночью туда соваться боязно, а вот днем - почему бы не попробовать. Конечно идеально все не прошло, дорога проходит сквозь частные кварталы, живо напоминающие Ялту, с крутыми горками, узким разъездом и множеством тупиков. Яндекс от души заставил меня покрутиться по этим улочкам, прежде чем я нашел правильный путь. Но все-таки он был прав, дорога есть, и хоть она грунтовая, но зато без препятствий. Я повторил фото из интернета и плюс неподалеку сделал большую круговую панораму. Вид шикарный.
Для ПК: makevt.com/media/tourmaker/cagzmujtbl/
Для телефона: goo.gl/6zdceK
Возможно это связано с несколько иным покупательским поведением. Например, была такая история, в одном поселке было два магазина стоящих рядом, лет 10 назад в районе произошло землетрясение, люди в панике бросились раскупать продукты и один из магазинов решил воспользоваться ситуацией - поднять цены. Жители это хорошо запомнили и с тех пор перестали посещать проштрафившийся магазин. И даже когда они сделал цены ниже, чем у соседа, покупатели все равно не вернулись, они помнят. И эта покупательская злопамятность довольно существенно влияет на рынок, заставляет бизнес более честно конкурировать.
Для меня немного необычным выглядит тот факт, что внутренняя часть Старого города не полностью выкуплена государством, а является частной собственностью. Там гостиницы, кафе, банки, посольства соседствуют с театрами и музеями, даже есть жилые дома, несколько тысяч бакинцев проживают в Ичери-шехер. Конечно много лавочек с сувениркой, но я не советовал бы что-то брать здесь, цены заломлены прилично. Магнитики по 5 манат, шар с девичьей башней - 15. Шар приглянулся сыну и я решил поторговаться с продавцом, но куда там, лишь пару манат скинул жадюга. Магнитики же я потом купил часть в музее Гобустана за 3 маната и в торговых рядах на ж/д вокзале по 2 маната.
Подробно не буду останавливаться на описании, приведу подборку фото в галерее. Там вы найдете кондиционер 16 века, артезианский источник воды из под крана, и репортаж со съемок 3 части Бриллиантовой руки.
[gallery]https://www.nn.ru/~gallery197896?MFID=1422173[/gallery]
По постройке также единого мнения нет, то ли в 12 веке н.э., то ли в 8-7 веке до н.э. 2000 лет разницы, вот это погрешность! Видимо ни один из десятка методов археологической датировки не сработал.
Зачем ее строили - опять одни догадки, наиболее вероятной из них выглядит идея о религиозном назначении, но опять же "это не точно".
Я попробовал нафоткать панорамы высунув объектив за забор, но "факир был пьян и фокус не удался", получилась лишь 1 панорама из 4, дальше я лоханулся с фокусом.
Искал потом долго его по интернету, но так и не понял чьей он постройки. Может там под капотом надпись "Никакой горячий пластмасса дома"? Как на постсоветскихавтоматических беспроводных чайниках, производства Technika Germany.
Обратите внимание на выступающий квадратик на номере - это чип, который помогает радарам и камерам идентифицировать авто, нарушившее правила. А еще эти чипы используют на заправках. Идея очень прикольная и дальновидная, объясню почему.
Как у нас проходит заправка? Мы приезжаем, сначала стоим в очереди, бегаем по заправке, втыкая пистолет, оплачивая деньги в кассу, потом уезжаем, порой забывая вынуть пистолет из горловины, или закрыть бак. В Баку все проще, только встаешь у колонки и приоткрываешь окно. Говоришь заправщику сколько нужно и готовишь деньги. Оплата проходит в руки заправщику, он выдает чек. Если карточка, тебе приносят терминал. Короче бензубер в Баку совершенно бесполезное приложение, оно и логично, зачем кормить программистов, когда можно наладить сервис самим?
А чип на номере нужен вот для чего, на въезде к заправке твой номер считывают и передают на компьютер в офис при заправке. Если у тебя истекает срок действия осаго, выходит менеджер и сообщает об этом и предлагает тут же на заправке оформить новую. По моему гениально и я не понимаю почему так не делают у нас.
Баку обладает шикарнейшей длинной набережной вдоль моря, около 6 км. Это отличное место для прогулок, особенно когда температура не выше 25 градусов. Но и в жару на набережной более прохладно, нежели в городе.
В принципе мы бы с женой наверное и прогулялись по ней подольше, покатались бы на великах или покушали мороженное, если бы не одно но. Стояла ужаснейшая вонь. Пахло чем-то средним между мазутом и шпалами и в такой обстановке совершенно ничего не хотелось, кроме того как побыстрее свалить. Потому я ограничился парой фоток, сделал побыстрому панораму около Глаза Баку и намылил лыжи с набережной.
Для ПК: makevt.com/media/tourmaker/qcilrtzhan/
Для телефона: goo.gl/sp6aNW
На фото строительство премиумного торгового центра "Каспийский" и Башни пламени, которые давлеют над всем центром города.
yagisli ve kulekli havada attraksion islemir!!!
Судя по двум последним словам, с аттракционом что-то случилось по воле исламистов. Может диверсия?
Однако, перевод в гугле дал другую оценку: "В дождливую и ветреную погоду аттракцион не работает". Интересно, это совпадение или нет, схожее написание слова "ислам" и глагола "не работать"?
Кстати, еще одна заметная особенность азербайджанского языка - в нем нет глаголов ехать, плыть, лететь, все звучит одинаково - передвигаться, идти. Потому бакинцы частенько предлагают пойти на пляж (как бы пешком), а выйдя из дома сразу садятся в машину.
Довелось доехать и до зоопарка. Баку уже избаловал к тому времени своими вычурными достопримечательностями и музеями, потому на контрасте зоопарк смотрелся печально. Крошечные вольеры, грязные звери, решетки, мешающие снимать зверей. Говорят хороши львы, но они попрятались из-за жары, только леопард беспокойно метался по клетке. Наше нижегородское Лимпопо даст 100 очков вперед этому зоопарку.
Но видимо власти в курсе проблем: рядом уже гремели бульдозеры и самосвалы - строят новый зоопарк, где можно не сомневаться, сделают все с иголочки.
Из популярных достопримечательностей я еще хотел посетить один из самых технологичных музеев в мире - Центр Гейдара Алиева. Но помешала Жара. Нет, не жара, а именно Жара - это название музыкального фестиваля, проходившего в конце июля. В Баку приезжали многие топ звезды российского шоубиза. Основная площадка была где-то у моря, но власти решили устроить дополнительную площадку для выступлений азербайджанских коллективов и сделали это как раз перед центром Алиева. Естественно музей закрыли на дни проведения акции и мне пришлось ограничиться фотографиями лишь снаружи здания.
На этом список посещенных достопримечательностей исчерпан и я возвращаюсь к изложению по дням.
Затарившись сувенирами, подарками, а главное положительными эмоциями от прекрасного отпуска, мы двинулись в обратный путь. Несмотря на то, что Баку со своей ночной жизнью немного сбило мой график, я все равно запланировал выезд на 3 утра, чтобы пораньше добраться до границы. Нужно было быстренько пройти таможню и ехать к Элисте. И начало прошло гладко. Я даже почти проскочил приграничный пост ДПС - спрятался за самосвалом, но гаишник меня все-таки узрел и остановил для проверки. На этом посту тормозят всех русских, чтобы вымогать бабки за неоплаченные нарушения на камерах. Но гаец вышел с кислой миной и вернул документы, нарушений на мне не числилось.
Короче к таможне я подъехал в 5 и встал в небольшую очередь перед воротами. Очередь двигалась крайне медленно, а я очень спешил, мечтая пройти границу за 2 или хотя бы за 3 часа. Расстраивался из-за проволочек с оплатой налога, за это время меня обогнало около 10 машин в очереди. Но вся тщетность моих стараний открылась едва я проехал за поворот к выезду с азербайджанского поста.
ПК: makevt.com/media/tourmaker/gqcbueasjx/
Телефон: goo.gl/VfPSNf
Река на границе мне живо напомнила финальную сцену из замечательного отечественного фильма "Паспорт". Может быть ее где-то здесь и снимали?
А пробку создавали нерасторопные действия российской таможни, при мне из азербайджанского фургона выгрузили около 30 тюков наглухо замотанных скотчем. Вокруг тюков водили хоровод 3-4 омоновца в масках и с автоматами наизготовку. Какой-то бакинец на мерседесе (наверное владелец тюков) горячо спорил с таможенниками, те лениво отмахивались от него. Эта деятельность (точнее бездеятельность) блокировала 50% пропускной способности и так небольшого терминала и всем было пофиг на это.
Выехал я лишь в 11 с таможни, простояв 6 часов вместо 2. Но впрочем на форуме Винского отписывались и о 11 часах стояния на этой границе. И это при том, что в 20 км южнее есть второй пропускной пункт, но туда ведет очень плохая дорога, потому все едут через Самур.
Практически каждый путешественник вспоминает в своем рассказе дагестанские АЗС, оно и понятно, многочисленные Луккойлы и Русьнефти у них на каждом углу и каждая старается перещеголять соседскую в яркости и солидности. Ночью их неоновая подсветка слепит не хуже встречных машин с дальним. Когда еще был в Баку я как мог попытался объяснить Джавиду причину подобных особенностей: "В Дагестане идет нефтепровод Баку - Новороссийск, и каждый уважающий себя дагестанец считает своим долгом сделать врезку в трубу. Но куда нефть девать, кто ее ворованную купит? Потому ее перегоняют в бензин, бензин естественно низкокачественный, везти его в соседние области резона нет, там и своего контрафакта навалом, а продавать у себя не выгодно, все прекрасно знают откуда этот бензин и много не дадут. Вот и получается, что вынужден каждый владелец врезки еще и собственную бензоколонку построить. Местные власти естественно про этот бизнес в курсе, но пресекать его и не подумают - они сами в доле. А Москва видимо закрывает глаза на это все, боясь повторения Чечни. Как бы и волки сыты, и овцы целы!" Но Джавид слабо понял эти особенности, у них все просто, один нефтеперегонный завод, один и тот же бензин на заправках, одна и та же цена на бензин. Они заправляются где придется, вопрос лишь в обслуживании. Например, хороши ABU, Socar, Azpetrol, я сам еще заправлялся пару раз на IST petrol и проблем тоже не заметил. Луку местные не советовали, обсчитывают или недоливают они, я ж писал, что бакинцы чувствительны к таким вещам, стоит раз обмануть и клиент потерян навсегда.
В итоге я наудачу зарулил на заправку с 2-мя машинами, залил 15 литров 95-го и аккуратно поехал, прислушиваясь к двигателю. Не стучат ли клапана? Но вроде повезло, никаких проблем не заметил с топливом.
На фото странный для независимых кавказских республик памятник Первой русской учительнице и панорама жилых кварталов Махачкалы.
Туризму в Махачкале не уделяют особого внимания, конечно пофоткать разок есть чего, но это не Баку, где год нужен, чтобы по всем достопримечательностям покататься. Если в Дагестане и думают о туристах, то только в плане организации пляжного отдыха. Санатории, да отели есть в достаточном количестве.
Кроме фотканья пары мест я поехал в Махачкалу, чтобы купить пачку подгузников, и к своему удивлению нашел их, и по цене даже ниже, чем продают на нашей СП. Впрочем я всегда подозревал, что орги немного водят нас за нос, озвучивая оргсбор 12%. Никто не будет работать за такой смешной %.
В общем так потихоньку, никуда не торопясь мы доехали до Кизляра и знакомого уже отеля Империя. Где прекрасно поужинали заказанной прямо в номер едой, а я опять взял так понравившийся мне сливочный суп с лососем.
Из-за вчерашнего срыва планов я решил попробовать наверстать упущенное сегодня, но для этого необходимо было поставить новый семейный рекорд по преодоленным за день километрам. Планка поднялась высоко - 1200 км, если мы ее преодолеем значит можно будет ездить на море не за 3, а за 2 дня в пути. Цели амбициозные. Внимательные читатели конечно спросят: почему Тамбов, а не Волгоград? Ответ на поверхности, про Волгоград я уже рассказывал, а вот в Тамбове не был ни разу. Вариантом было поехать также в Саратов, но Тамбов мне почему-то больше приглянулся при первоначальной постройке маршрута.
Опять пришлось выезжать затемно в 3 утра, на выезде из Кизляра меня немного придержали на посту, но распознав типичного русского туриста отпустили восвояси. Пока ехал по ночным дорогам Дагестана вспомнил еще раз бакинцев. Дело в том, что машина была перегружена и даже на ближнем фары слепили встречных. На азербайджанских дорогах мне постоянно моргали, буквально каждый второй считал своим долгом оповестить меня о ярком свете. И я несколько задолбался в ответ на секунду включать дальний, давая понять, что ничего поделать не могу. В Дагестане же мне моргнули лишь пару раз. Все-таки в Баку очень общительные водители) Правда при этом им нельзя ругаться на женщин за рулем или на дороге - это харам. Вот такой вот южный колорит.