к какому специалисту бежать,ребенок 3.5г не говорит?
Моему сыну назначала Пантогам и Энцефабол по схеме, сначала первый препарат, через несколько мес второй, разговорился. Через пол года начал говорить коротенькими предложениями, потом постепенно полноценная речь пошла.
Не бойтесь лечить, бойтесь не лечить. Сколько я с логопедами и дефектологами ни общалась, все говорят, что одних только занятий не достаточно. Если назначают лечение, лечите.
В 3,5 мы нашли хорошего логопеда и все наши проблемы решились буквально за месяц. Думаю, что и время пришло и специалист хороший, сложилось все вместе. Жалею, что не нашла этого логопеда раньше... теперь уверена на 100%, что после 2-2,5 года надо было с ним работать. Но этот логопед сразу поинтересовался заключением невролога. В общей сложности ходили к этому специалисту 3 года (с подготовкой к школе), не могли расстаться - очень мне нравился ее комплексный подход к развитию деток. И этот бы год последний ходили, перед школой, но в декрет уходит наша "первая учительница".
Это я описывала речь и развитие ребенка в 3,2:
"Дочери сейчас 3 года и 2 месяца (январь 2010). С сентября 2008г, конечно, словарный запас пополнился - но до нормальной речи нам далеко.
В тот раз мы проделали массаж, лекарства никакие не давала, и еще мы пошли на развивающие занятия, причем в группу 2-3года, а не 1,5-2. В группе дочь была самая младшая, но преподаватели решили не переводить ее в 1,5-2, т.к. она неплохо справлялась и в этой. Отходили туда год.
Сейчас ходим в другую школу, в группу, соответствующую нам по возрасту - 2,5-3 года. Дочь справляется абсолютно со всем - нам даже кажется, что там все слишком просто, но водим больше для того, чтобы она общалась со сверстниками. (Я летом родила вторую дочку и мы не отдали старшую в дет. сад, решили еще годик подержать ее дома) Преподаватели ее хвалят - из всех она самая усидчивая и исполнительная.
Из знаний и умений: знает и называет почти все буквы (и цифры) - делает это с удовольствием и по собственному желанию; если в поле зрения попадают буквы или цифры, обязательно назовет. Давно уже различает и называет основные цвета (своими словами, правда, о них позже). Оттеночные цвета называет основными (допустим, голубой у нее синий, розовый - красный), но если попросить показать голубой - покажет именно голубой, а не синий.
Знает и называет основные формы: круг, квадрат, треугольник. При этом чаще называет их предметами, которые этой форме соответстуют. ДОпустим, треугольник - это динь-динь (колокольчик - он треугольной формы); круг - это О (буква О).
С прошлой весны собирает паззлы из 9 деталей и картинки из кубиков.
По прежнему очень любит возиться с какими-то мелкими вещицами: бусины, косточки от счетов и т.п; сама придумывает с ними игры: например, нанизывает косточки на шнурок.
Рисует в абсолютном большинстве красками - на чистом листе или на раскрасках. Также любит ручкой рисовать какие-то мелкие штучки. ручку и кисточку держит правильно.
Теперь про речь. Оч. много слов слогами - первыми или наиболее слышимыми. Фразы и предложения строит, но по своему. Еще мне кажется, она торопится. Таким образом, ее речь состоит из слов-слогов, обычных слов, которые она умеет говорить, и все, что она не знает,как произнести, или надо заполнить паузу, она говорит "ня-ня-ня". При этом сами по себе предложения могут быть очень длинными.
До недавних пор она не произносила звуки "Г" и "К", заменяя их на "Д" и "Т" соответственно. Некоторые слова она так и научилась произносить неправильно: тися - киса; тап-тап - кап-кап и т.д. потом она сама научилась произносить Г и К правильно, но произносит их правильно в тех словах, которые она выучила уже после того, как научилась произносить эти звуки.
Допустим, она долгое время не говорила, как ее зовут. Недавно мы, наконец, выучили - Вика - произносит очень чисто.
А вот киса, каша и другие "старые" слова так и остались тися и таша. Правда, понемногу переучивается - кап-кап уже говорит как надо. Но прям видно, как она сначала по привычке произносит Т вместо К, а потом уже старается исправить.
Повторяет за мной по слогам правильно, как прошу целиком - неправильно. Даже слова, которые состоят из звуков, которые она умеет произносить. Например, банан. По слогам повторит, все вместе - маня.
также довольно много у нее звукоподражаний (наверное, так это называется?) например, слова кушать, есть вообще не употребляет - использует такой характерный чавкающий звук; также слово "стричь" - цокает языком; машина - тпру-тпру и т.д. Многих животных называет не их названиями, а так, как они "говорят": курочка - ко-ко; лошадь - ихо-хо и т.д.
Полный пробел у нас в предлогах - не употребляет.
В родах путается - про свое говорит "мой", а не "моя". В спряжениях глаголов тоже - "мама съем", а не "съест".
Посещали мы недавно логопеда - в нашей школе. Логопед паталогии не увидел, рекомендовал больше разговаривать, четко все проговаривать, не ругать, если не получается, а если что-то получится - хвалить. Собственно, и все."
В 3,9 она пошла в лого-сад. Там всех детей поили пантогамом, но я не давала. А также там ежедневно делали гимнастику для языка. Лого-сад - это, конечно, вообще спасение! Группы маленькие, свой логопед в каждой группе, занятия ежедневные со всей группой и индивидуальные. Отходили год, делали эту гимнастику, а на след. год, когда 5 лет исполнилось, я взяла дополнительно частного логопеда, занимались 1 раз в неделю по часу. В феврале начали, к апрелю встали все звуки. Видимо, разработанный гимнастикой язык быстро со всем справился. И в лого-сад, конечно же, продолжали ходить. Просто там постоянно пытались напичкать ребенка препаратами - то кортексин, то еще чего.
Препараты "для речи" не давала никакие. Я твердо убеждена, что само по себе отсутствие речи - не лечат. Это не заболевание. Есть болезни, следствиями которых является В ТОМ ЧИСЛЕ отсутствие речи. Но в этом случае такую болезнь надо диагностировать. В неврологические диагнозы, которые ставятся каждому второму ребенку в нашей стране, я тоже не верю.
У меня есть пример мальчика, которого не лечили, у него помимо зрр началась зпр. Вот тогда мама схватилась за голову.
Princesska писал(а)
Зрр это следствие нарушение работы отделов мозга, отвечающих за речь.
Либо индивидуальная особенность развития.
Я прежде, чем отказываться от препаратов, много чего перечитала и с мнениями на этот счет многих неврологов ознакомилась. Т.е. не сугубо на своем хочу/не хочу основывалась.
У меня родственники в Литве, у наших детей разница в возрасте 3 месяца. Они тогда очень удивлялись, что нам какие-то препараты назначили. Их неговорящему ребенку и не думали ничего назначать. У литовских детей мозг устроен по-другому?)
А чтобы исключить ЗПР, как раз и смотрят общее развитие ребенка помимо непосредственно отсутствия речи.
Я еще раз обращаю внимание: я не агитирую против приема препаратов. Каждый родитель решает это сам. Свою т.зр. написала. Но чтобы ее сформировать, надо вникнуть в суть вопроса поглубже и ознакомиться с мнениями специалистов на этот счет.
Зрр появляется в результате незрелости, неразвитости соответствующих клеток мозга. Никакой логопед-дефектолог их не разовьет и не заставит их созреть. Речь и психичесеое развитие взаимосвязаны. При задержке одного может появиться задержка другого и далее по нарастающей. Зпр не вот сразу приходит. Мальчик, о котором я писала выше сначала был обычным неговорящим мальчиком. Потом застопорилось развитие в целом, потом откат пошел и добавилась до кучи внезапная агрессия. Их из садика попросили документы забрать. Зачем так эксперементировать над своими детьми? Проще наверное на ранних этапах пролечить, чем потом нон-стопом с неизвестным исходом и сроком восстановления. Лечили этого мальчика больше года постоянно на ноотропах и сейчас, когда пришел в норму все равно два раза в год препараты. Вот оно надо? А мама сначала рукой махала <<мальчики позже гоаорить начинают, ничего, разговорится>>. И сколько нервов и денег она в итоге потрала.
Princesska писал(а)
Проще наверное на ранних этапах пролечить
Пролечить что и чем?
Я склоняюсь верить мнению, что в нашей медицине, в частности в области неврологии - имеет место быть гипердиагностика и назначение препаратов с недоказанной эффективностью. Врачи на русмедсервере говорят о доказательной медицине, которая у нас отсутствует, диагностика и назначения идут "по старинке", рамки умений относительно возраста - сужены, причинно-следственная связь между назначением большинства препаратов и появлением у ребенка того или иного умения - не доказана (от приема препарата это умение появилось или возраст подошел).
На том же русмедсервере пишут, что большинство препаратов, призванных по мнению многих неврологов, "питать мозг" по факту ничего не питают. Но не суть. Какие обследование делает невролог при постановке диагноза ЗРР и назначении "питания для мозга"? Визуальный осмотр. Всё. Точнее, даже так: не говорит в 3 года? Надо лечить.
В чем смысл лечить несуществующую "болезнь" неэффективными препаратами?
Я полагаю, дальше дискутировать бесполезно, т.к. мы с вами по разные стороны баррикад.
У нас тоже в садике есть лого группа, там все дети с назначениями, т.к. туда по комиссии набирают детей с проблемами, а не просто с неставшими звуками.
По моему ребенку скажу, в 2 года назначили Пантогам из-за зрр, сразу заговорил, развитие шло по возрасту и с опережением. НО пить пантогам для нервной системы продолжали по назначению невролога, сейчас, в 7 лет пьем по назначению кардиолога, невр. Система со стороны сердца не спралялась, и хорошо, что пили пантогам, если бы не пили, возможно о кардиостимуляторе речь шла бы. Но это с годами становится ясно. Желаю вам во-время правильные решения принимать, не вредящие ребенку.
Я и моя хорошая знакомая начали лечить детей одновременно у одного и того же врача с одинаковыми исходными <<ребенок не говорит>>. В итоге у моего ребенка зрр, у сына знакомой алалия и еще целый букет. Лечение было назначено разное, длительность лечения тоже разная понадобилась. Тот мальчик нормально заговорил очень не скоро. Нам невролог не советовала ни логопеда, ни дефектолога, прям конкретно говорила не надо, им рекомендовала плюсом ко всему занятия с дефектологом. А дочке подруги та же невролог вообще ничего не назначала, сказала показаться через пол года, если не заговорит. К тому времени дочка заговорила.
Чтобы провести визуальный осмотр, как вы пишите, врач не один год учился, знает на что и как смотреть. Это для вас осмотр заключается в <<говорит-не говорит>>, вы не специалист и не знаете на что смотрят и что оценивают врачи.
Я не знаю что вы читали, но выводы сделали явно не те. Особенно по поводу диагностики.
В "европах" требования к умениям и навыкам детей и того мягче, и также нет назначений инет диагнозов, которые у нас повсеместно.
Относительно именно пантогама и Комаровский, и русмедсервер во мнении едины: это препарат-пустышка. Какому мнению доверять - право каждого.
Princesska писал(а)
У ноотропов даказанная эффективность, назначают их.
forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=418672&highlight=%ED%EE%EE%F2%F0%EE%EF%FB
forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=431390&highlight=%ED%EE%EE%F2%F0%EE%EF%FB
forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=384298&highlight=%ED%EE%EE%F2%F0%EE%EF%FB
forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=309436&highlight=%ED%EE%EE%F2%F0%EE%EF%FB%20%F0%E5%F7%FC
и так далее по запросу "ноотропы"
Относительно гипердиагностики там же есть прекрасные статьи, достойные раздаваться свежеродившим мамочкам прямо в роддоме - относительно ПЭП, гипертензии и прочие сомнительные диагнозы, которые по мнению многих неврологов являются причиной ЗРР. Получается, лечим несуществующие болезни неэффективными препаратами. Зато совесть у врача и родителя спокойна.