На второй фотографии результаты попыток вырастить ветрозащиту вдоль степной дороги.
В город мы прибыли ранним вечером и остановились у наших родственников. Я предпочел отдохнуть и отметить встречу в этот день, ведь прогулки по достопримечательностям запланированы на завтра.
Волгоград безусловно входит в топ российских туристических городов. Особенно его любят посещать немцы, им хочется лично понять как же непобедимый Вермахт проиграл столь важную Сталинградскую битву. Многие историки сходятся во мнении, что Сталинград повернул ход всей второй мировой войны, если до него немцы лишь наступали и завоевывали, то после уже были вынуждены отступать и терять.
Мамаев курган наиболее традиционная из достопримечательностей, и наиболее заметная. Мемориал воздвигнут на месте ожесточенных кровопролитных боев. Этот холм является господствующей высотой, фигурирует как "высота 102,0" в военных документах. И естественно он был ключевой позицией во время битвы за Сталинград. Потому курган и избрали под возведение комплекса памятников во главе с 85 метровой скульптурой "Родина-мать зовет!". Для сравнения Статуя Свободы в Нью-Йорке имеет скромную высоту 46 метров.
Волгоградцы успели нам пожаловаться, что у них плохо растут грибы и вот тебе пожалуйста прямо в центре города на кургане семейство лжеопят (вроде бы, не силен в Волгоградских грибах)
makevt.com/media/tourmaker/xapchkzjqf/
Я попробовал сфоткать несколько панорам с вершины кургана, действительно весь центр города как на ладони.
Собственно, про мельницу. Единственное здание, которое хоть как-то уцелело в этой зоне боев. Что ему довелось пережить можно представить, сравнив фасады со стороны города и со стороны реки.
В парке установлена уменьшенная копия Девичьей башни.
Само по себе здание художественной ценности не представляет, в метрах 200-300 расположена детская железная дорога и здесь хотели построить обычный детский бассейн. По началу я так и подумал, что название Морятник происходит от специализации здании, ну например, если оно было бассейном морской академии. Однако, я ошибся. Название закрепилось от другого термина, от Мории - подземной страны гномов из Властелина колец, ну где Гендальф бился с демоном. Заброшенное здание облюбовали толкинисты и именно они назвали это место сперва Морией, а потом приделали ласковое окончание, чтобы получился Морятник.
Как и у Толкиена в этом Морятнике тоже кипели нешуточные страсти, так например лет так 10 назад два злобных орка зашибли насмерть бедного хоббита за то, что он зажал сдачу с поллитра живой воды.
С тех пор власти многократно пытались закрыть доступ к зданию, но как видите воз и ныне там. К радости местных фотографов, которые периодически используют в своих фотосессиях этот хоррор-антураж.
На этом экскурсионная программа дня была исчерпана. Мы торжественно пообедали со своей родней, вручили подарки. Потом решили поехать на Волгу купаться, все таки целый день таскались по +30, нас попыталась остановить гроза, но безуспешно, мы все равно залезли в реку, хоть и не особо теплую после дождя. На стадионе через Волгу видимо шел матч, потому что периодически долетал гул барабанов и крики с трибун. Стадион, кстати похож на наш, такой же спартанский и наспех сделанный. В Волгограде как раз разгорался скандал в связи с обрушением части набережной, что возвели позади стадиона. Размыло ее аккурат в день окончания ЧМ, 15 июня.
Ну и далее уже пошла подготовка к продолжению поездки, надо было заправиться, купить что-то поесть в дорогу...
Начну с событий трехнедельной давности. Бронировал я значит отели, приглянулась мне пара мест на букинге у моря. Звоню в один отель, так да так, - нет, на один день не хотят бронировать. Хорошо, позвонил во второй, какой-то молодой человек с акцентом сообщил, что номеров у них полно свободных, бронировать так рано незачем, нужно позвонить за 3 дня и уверил, что проблем не будет. Ровно 20-го я перезваниваю как оговорено и тот же молодой человек с акцентом сообщает мне, что номеров свободных нет, вообще... На вопрос "Как же так?", грустно ответил: "Ну приезжайте, что-нибудь придумаем". Предвкушая, что нас поселят в конуре и за дикие деньги, я ответил: "Нет, спасибо, я найду другой отель". Так и получилось, что в качестве конечного пункта на этом отрезке пути оказался Кизляр.
Волгоград - Элиста - Яшкуль - Артезиан - Кизляр
Без малого 700 км.
Выехав уже традиционно в 3 утра, я заглянул сперва в южную оконечность Волгограда, чтобы осмотреть Волго-Донский канал. Там мне и попал в объектив момент красочного рассвета на Волге.
Более унылое фото наверное трудно представить, нежели это.
Супруга моя тоже присоединилась к празднику, стала позировать на фоне грузового болида. Но вот беда, с солнечной стороны как раз завтракала команда, а в тени фотки получаются так себе. Жена решила, что ничего страшного не произойдет, если она попросит освободить кадр: "Ребят, а вы не могли бы..." тут она сделала паузу, чтобы подобрать вежливую форму глагола "свалить". Но не дождавшись окончания фразы наши белорусские друзья поднялись с земли, одели комбинезоны, привели в порядок шевелюру и выстроились для совместного фото. Так оно даже еще лучше вышло. Мы поблагодарили гонщиков за любезность, искренне пожелали удачи в ралли и тронулись в дальнейший путь.
Наверное стоит поблагодарить Шелковый путь еще и потому, что нигде за весь день гаишники мне не попались, видимо всех кинули на организацию гонки.
Кизляр - это небольшой Дагестанский городок на 40 тыщ жителей и на слуху только благодаря Кизлярскому коньячному заводу, выпускающему знаменитый Багратион. Список достопримечательностей весьма скуп: краеведческий музей и парк. Музей отпадает, там фото некрасивые, значит - парк.
Парк в Кизляре заодно содержит и все памятники города: Пушкину, Ленину, 2 стелы в честь основания города. Практически стандартный набор, ничего интересного. Но тут же вместо танка поставили всадника - памятник кизлярцам, погибшим в ВОВ. Довольно необычно. Совсем загадочно выглядит Памятный знак войне 1812 года. Какая связь между Кизляром и Бородино? Оказывается есть! Кто знает в чем она?
Мне отельчик очень понравился, за 2500 урвал двухкомнатный люкс, как раз на четверых мест хватило. Конечно Елена Летучая наверняка закатила бы скандал из-за старого фильтра в кондиционере или из-за грязноватой душевой кабинки. А еще на ресепшене типичная надменная дагестанская дама, которая обязательно знает как вам "лучше сделать")) Но зато в том же здании нашелся замечательный стейк хаус. Мы всей семьей просто объелись, половину пришлось оставить, а счет вышел всего-то на 1500 р. Особенно мне понравился крем-суп с лососем.
Но вернемся к путешествию, по прежнему остро стоял вопрос с дозаправкой. В Элисте я залил полный бак, это 45 литров и в теории их должно хватить на 600 км пути, но до границы с Азербайджаном более 700 км. То есть нужно было заправиться где-то в Дагестане, лучше 2 раза, чтобы местный бензин размешивался элистинским. А проблема была в том, что Дагестан славится плохим качеством бензина на АЗС, тут нет ни одной сетевой заправки, только свои, местные. И в интернете не удалось найти рекомендаций, где купить хороший бензин. Как быть? Я придумал 3 варианта:
1. Заправиться там, где много машин. Логика понятна.
2. Посмотреть в Яндексе треки на заправках и поехать на ту, где больше посещаемость. Логика прежняя, но работает только за городом, в городе не отличить мало и много посещаемую заправку. Этот вариант я попользовал днем около Артезиана, вроде удачно. Даже квитанцию на кассе выписали.
3. Спросить. Элементарный вариант, но сработал. В кафешке спросил у официанта и он мне показал на карте хорошую заправку. И там не только чеки давали, но и карточки даже принимали к оплате! Что неслыханно по дагестанским меркам))
Кизляр - Бабаюрт - Сулак - Махачкала - переход Яраг-Самур - Губа - Баку
Всего 550 км, но обратите внимание на время за которое они проходятся. И это не ошибка, движение действительно медленное. До границы всего-то 300 км, я опять выехал пораньше в 3, надеясь побыстрее попасть на таможню, но куда там, был лишь после 8 на месте. И вроде не было пробок, ну минут 20 я суммарно стоял, то реверсивное движение, то микроостановка. Населенных пунктов тоже не запредельное количество. Но очень много машин, ну казалось бы утро еще, спать надо, но нет, на дороге уже полно снующих приор. И ехать-то вроде некуда, дорога к границе, но очень плотный поток, обгонять сложно.
У меня закралось подозрение, что у каждого дагестанца в гараже стоит перегонный аппаратик, вечером он машину ставит, сует шланг в бензобак и к утру полный бак накапывает. Можно ехать по делам, но только нужно обязательно весь бак выкатать, иначе на другой день бак перельется и бензин в погреб протечет (где калаш прикопан).
Фотка сделана сразу после выезда с таможни, довольно красивые горные поля на бакинской стороне. Первые 4 км идет строящаяся прямая магистраль на Баку, 4 км вроде отстроили (только асфальт не везде уложили) осталось еще всего-то 40, ну лет за 10 достроят. А пока через Губу приходится ездить.
Я сразу убрал радар-детектор, в общем антирадар и не нужен, камеры повсюду и практически любой участок с ограничением обеспечен 1-2 зонами проверки скорости, но перед каждой камерой стоит предупреждающая табличка заранее и знак ограничения. И вообще повсюду знаки ограничения дублируются, так что не сложно притормозить и проехать как просят. Единственное, когда доехали до двухполосного шоссе на Баку с ограничением 110, обратил внимание, что знак 70 не всегда установлен с табличкой "для грузовых". Многие это игнорируют и попадают на огромный штраф - 150 манат (во время поездки курс был около 37 р. за манат, сейчас около 40, но я и в поездке для простоты пересчитывал в рубли как 40). И вообще знак ограничение действует до перекрестка и потому 110 разрешено ехать от знака, до первого съезда вправо, а после уже только 90. Потому я решил тупо ехать 100 максимум, не обращая внимание на знак 110, чтобы точно не попасть на большой штраф.
И еще одно, Яндекс безбожно врет со скоростным режимом в Азербайджане. Видимо в Баку нет активиста, который бы уделил несколько часов времени, на то, чтобы правильно проставить ограничения хотя бы по основным шоссе.
99% населения в стране исповедует ислам, однако официально государство считается мультирелигиозным и вообще в стране отношении к религии примерно как у нас. Религию уважают, но в меру. Основные доходы у государства - нефть, и подобно прочим нефтяным государствам в стране идет активное развитие туризма и технологий. Местная валюта - манат, внешний курс примерно 0,5 евро. Номинал маната довольно высок и зачастую в ходу гяпики - копейки.
Добрались до Баку мы споро, показалось поначалу, что потерялись и приехали не туда, в Баку присутствует несколько странноватая система нумерации домов по "блокам" - это по сути вход, подъезд. То есть если в доме 4 подъезда, то номер дома выглядит как "Алиева, 15-18", то есть блоки с 15 по 18. Яндекс эти блоки не знает, у него нумерация классическая, а таблички на домах бакинские. В общем пришлось созваниваться и разбираться, оказалось приехали супер точно, встали прямо под окнами родственников))
Ну и конечно первым делом мы поехали на море. Оно было ветреным, но очень теплым.
А теперь с вашего позволения я изменю временнОму порядку изложения и перейду на описание по главам. Будет 3 главы:
Окрестности Баку
Дневной Баку
Ночной Баку
Но на обратную дорогу вернусь к изложению по дням.
Море
Конечно это то, ради чего можно поехать отдыхать в Баку. Шикарные песочные пляжи и теплое претеплое море, это то чего так не хватает на Черноморских курортах. И если вы любитель целый день валяться на шезлонге, то вам сюда. Единственная проблема - это солнце, запасайтесь кремами и пляжными зонтами, иначе обуглитесь как головешки.
Я сам не люблю пассивный отдых, да и для детей чересчур много солнца - вещь не полезная, потому мы планировали ездить на море с утра или вечером и ненадолго. Но выбраться получилось всего три раза, потом старшой у меня заболел и море попало под харам.
Пляжей естественно полно вокруг Баку и можно выбирать на любой вкус, но в самом городе купаться негде, море грязное, много мазута, даже просто на берегу неприятно находиться, когда от моря пахнет соляркой.
Побывали на 3 из них. Пиршаги - эти пляжи рассчитаны на посещение местными дачниками, цены демократичные, например, 1 манат за машину, но и сервиса мало, нет ни нормальных кабинок для переодевания, ни туалетов, только лишь чистенько все. Этот вариант можно рассматривать если снять какую-нибудь дачу в окрестностях. Я интересовался ценами на дачи, двухэтажную дачу сдают за 60 манат в день, со всеми удобствами естественно. Более простые предложения дешевле.
Самые близкие пляжи к городу - в поселке Шихово, до них можно без проблем добраться на автобусе. Но естественно на них наиболее людно и цены повыше - за въезд уже 5 манат просят, зато сервис кое-какой наличествует.
Ну а самые крутые пляжи, безусловно в поселке Мардакян, известны под названием Далга Бич. Туда имеет смысл ехать если хочется потратить лишние деньги на развлечения, коих там полно, на любой карман.
Аквапарк на мой взгляд не соответствовал цене. Если сравнить с казанской Ривьерой, где цены примерно такие же, то Далга уступает и по количеству развлечений, и по размерам, и по безопасности. Хоть Далга довольно симпатичная, но всякие мелочи портят впечатление. Начнем с того, что бесплатные спасательные жилеты для детей здесь не предусмотрены. Тебя отправляют в магазин, где надувной жилет можно купить за 20-30 манат. И вообще мне легко удалось прокатиться со своим 6-летним сыном с горки, где написано, что не пускают детей до 12. В конце концов посещение аквапарка не пошло на пользу - ребенок свалился с температурой через день, то ли вирусняк подцепил, то ли просто перекупался.
Видать аквапарк пользуется спросом лишь потому, что достойных конкурентов в регионе нет, а туристов много. Причем не русских, полно негров и так не любимых бакинцами арабов (иранцев, иракцев, саудитов и т.д.)
На фото видно пару лондонских кебов. Это такое фирменное такси в Баку, но обойдется подороже Убера.