Вот и сходила на Ghost In The Shell (в
русском переводе «Призрак в доспехах»,
но это не полностью так). Та нежно
любимая мной в тихом уголке сердца
история 1995 года – я очень переживала,
что её «опопсят», упростят и опошлят, но
– любопытство женское слишком велико.
Оно, в данном случае не сгубило кошку, и
за фильм есть, о чём поговорить.
Об эстетизме
Да, фильм красив, а отдельные сцены –
филигранно красивы, особенно, если
смотреть в 3D. Конечно, в легендарном
аниме пейзажи, планы и сцены больше
символичны, другую нагрузку несут, но в
кино они более многослойны, т.к. формат
фильма диктует реалистичность. Эти слои
можно листать, и каждым любоваться. Не
увидела копий, реплик – даже в батальных
сценах. Даже там, где намеренно
скопированы фетишные кадры из аниме,
это выглядит не копидранством, а так,
будто два друга беседуют: «А помнишь?...
– Да, помню!» - и им хорошо. От того, что
– вместе, и от того, что – помню.
О символизме
Помните «Солярис»? Куда бы мы не
летели, мы захватим себя с собой. Можно
ли сказать, что это – тот же сон, но
глазами европейца? В японском аниме ты
прибываешь в чужой мир, и оставляешь
его – в движении. Ясно, что «до» было, и
«после» будет, незавершённость сюжета –
т.к. сюжет тут не главное. Повод к
размышлению. В европейском – а мне
показался фильм в этом смысле довольно
европейским – кино, будто какая-то
церемония: есть начало, вступление –
разработка – реприза – кода, есть конец.
Словно органная церковная музыка до
Баха (ну, вы поняли, о чём я, сюжет не
раскрываю). В сцене на лодке нет слов
«ты сомневаешься в своём призраке?» -
т.к. фильм не сомневается с самого
начала. Если кто ищет ответа на вопросы,
заданные легендарным аниме – их там
нет, фильм – о другом.
О пан-эротизме
Одна из любимейших культурных игр
японцев – невысказанные смыслы. В
аниме (том самом, я сериалы намеренно
обхожу) нет сексуальных сцен, однако
кадры с «актёрами» пронизывает эротизм,
возведённый в степень эстетического
абсолюта. Но, с точки зрения игры, это
настолько очевидно, что – опять же – не
может быть невысказанным, значит,
главный смысл в другом.. (и где же
Пелевин, пытавшийся что-то подобное
описать в Чапаеве с пустотой.. Жаль, его
потом в другую тему снесло). В фильме,
как мне показалось, актёры а-эротичны,
они…. романтичны! В лучших традициях
европейской классики, где уж злодейство –
так злодейское, юность – так бунтарская и
любящая.. Всё-всё, сюжет – табу)
Итог: я думаю, фильм смотреть стоит. Не
стоит ожидать его абсолютно японским.