Несмотря на рапорты чиновников о том, что российский ВПК встает с колен, Россия продает столько же вооружений, сколько Франция парфюмерии и косметики, в два раза меньше, чем США продают сои, и в четыре раза меньше, чем Китай обуви.
В структуре российского экспорта прошлого года экспорт вооружений занимает всего 4.2%, примерно также как экспорт черных металлов (3,8%), или в два раза меньше дизельного топлива и в 11 раз меньше экспорта нефти и нефтепродуктов.
В 2015 году удалось перевыполнить план по экспорту, объем которого составил $14.5 млрд., а к июлю 2016 года экспорт уже достиг $4.6 млрд.
Если сравнить экспорт вооружений с другими промышленными товарами, то контраст становится еще более разительным. Германия, лидер рынка автомобилестроения, ежегодно продает автомобилей на сумму, в 11 раз превосходящую российский экспорт вооружений. Если Россию с танками и самолетами вместо «Лады Калины» и «УАЗа Патриота» поместить в 20-ку крупнейших экспортеров автомобилей, то мы окажемся чуть успешнее Словакии (12 место). Хотя до Чехии (11 место) придется тянуться — разрыв составляет $1,5 млрд не в нашу пользу.
За прошлый год Китай заработал в 20 раз больше на продаже компьютеров и сотовых телефонов, чем Россия на продаже оружия, и только экспорт кондиционеров из Китая сопоставим с нашими достижениями – $13.2 млрд.
Если весь российский экспорт вооружений поставить в контекст корпоративных продаж, то он окажется примерно в три раза меньше продаж пива Бельгийской Anheuser-Busch InBev, одежды французской Chrisitan Dior или мебели шведской Ikea. Американские Apple и Walmart превосходят доходы от продажи российского вооружения в 16 и 33 раза соответственно.
Самый известный российский военный бренд (а может и самый известный военный бренд во всем мире) – «Калашников» – в 2015 году пережил «новое рождение». С 2014 года продажи концерна «Калашников» выросли на 170% и по итогам года составляли порядка $105 миллионов. Однако в мировом масштабе это очень скромный результат.
Для сравнения, производитель прокладок Tampax Pearl на одном только американском рынке за тот же период заработал около $288 миллионов.
Однако проблема заключается не в том, что против российского товара ведут «недобросовестную конкуренцию», как об этом заявляет президент. Рынок вооружений ограничен по определению, спрос на него просто не может расти как на новый Iphone или бельгийское пиво. Оружие не сделать товаром массового потребления.
Конечно, можно предположить значительную эскалацию напряжения в мире, увеличение региональных конфликтов, а следовательно и рост спроса на «Калашниковы» и БТР. Другой вопрос, насколько воюющие стороны окажутся платежеспособными. Если убрать из списка покупателей российского оружия Китай и Индию, то останутся страны, которым Россия когда-либо списывала долги, выданные как правило именно на покупку оружия. За весь же период с 2000 года Россия списала «друзьям» долгов на сумму почти на $20 млрд превышающую суммарный экспорт вооружений последних 15 лет.
Государственный оборонный заказ вместе с государственной гарантией по кредитам обеспечивают максимально благоприятную среду, в которой не существует ни один другой российский производитель.
В кризисный 2015 год ГОЗ снизился на 5% — и все равно он почти в два превышает расходы на образование и здравоохранение в 2016 году.
www.forbes.ru/mneniya/vertik...yvaet-na-oruzhii
Благодаря ВПК Россия существует как независимое государство, но станет ли ВПК драйвером всей экономики, как это было во времена СССР?
Еще есть затраты сопоставимые с затратами на ВПК, это спорт, но он точно не станет драйвером экономики