Взгляд на дрессировку сточки зрения рядового собаковода.
Когда я впервые увидел как электрик тянет по только что построенному объекту электрический кабель я был неприятно удивлен что он забыл до этого установить розетки и выключатели ,как оказалось они прекрасно ставятся после прокладки кабеля.
Да эта ситуация многократно повторяется в ситуациях когда человек не практикующий какой либо вид деятельности с позиции своего пусть и не малого жизненного опыта оценивает профессионала человека множество раз повторяющего одни и те же действия в различных местах и различных ситуациях.
Но все это как на фундаменте держится на глубоком понимание задачи и изученности основных параметров предмета приложения усилий.
Но кроме теоретической основы знаний без которой конечно никак нельзя большую роль в успешности производимых действий играют личные тактика и стратегия полученные с опытом .Как вода точит камни превращая их из кусков грубой материи в разноцветные"голыши"База террористических знаний которыми владеет человек приобретает совсем иной вид при постоянной практике в какой либо сфере деятельности..
И дело вовсе не в том ,что нас учили неправилино и по старинки.Преподаватель давал предмет прекрасно.Дело в принципиальном отличии правильных действий статиста" от своеобразных индивидуальных действий проффессианала прошедших путь личнго усовершенствования.Сдесь даже огрехии нечеткости служат более качественному достижению цели.принимая в расщет только те детали которые игаюроль не в общее правильностидействий а в конкретной ситуации.Конечноничегоподобного преподаватель машинной дойки не имел права давать нам средним специалистам без большого опыта.нас учили как специалистов,а профессионалами нам предстояло стать самим.В этом и отличие человека имеющего ,пусть даже грамотное представление о предмете от человека отточившего мастерство и ставшего профессионалом.В четком видении сиюминутной локальной целенаправленности и обладанием способностью подстраивать под эту рациональность свой багаж знаний.беря из него необходимое и отметая не нужное
Итак в чем различия взглядов на один и тот же процесс дрессировщика профессионального и не профессионала.возьмем к примеру владельца собаки обратившегося к специалисту за помощью в дрессировке.
1 предварительная на которой инструктор демонстрирует работу собаки ,проверяет ее контакт и четкость работы с хозяином ,принимает замечания или быть может и нарекания .что бы исправить их на
2окончательной сдачи.
Но практически во всех формах договоров известных мне дрессировочных организаций практикующих подобный метод работы .категорически запрещено производить какие либо оценки до окончания курса.Даже при обычном посещении собаки хозяином проговаривается как условие запрет на какие либо команды.Кроме тех .что находятся вне договора.Да и тоне всегда.
Обусловлено это как раз той разницей восприятия профессионала-дрессировщика и хозяина -клиента.
Соответственно и представления о том как должен идти процесс у заказчика и исполнителя разные.Например один хозяин приехав проведать своего любимца стоявшего на месячном курсе по "бытовому послушанию "Зашел выгул с радостным ожиданием желая посмотреть чем уже научили его любимца за четверть срока и был расстроен и обескуражен ,обнаружив ,что его собака стала еще безудержней и напористей.Пес буквально прыгал в лицо и волчком крутился на месте.
С его (хозяина)точки зрения такое проявление темперамента есть прямое доказательство ,что собака распустилось окончательно и виновники этого не добрсовестные дрессировщики которые палец о палец не ударили что бы позаниматься с собакой.
С точки зрения дрессировщика все выглядит совсем иначе.Команды и и сильные"тормозящие"установки прививаются собаке на третьей,а иногда четвертой части срока.Команды как наиболее простое по технике формирования (1-4 дня)почти всегда оставляются на потом стараясь не выводить животное на не нужный конфликт или работы что бы не переутомлять собаку.Темперамент же является здесь не помехой а сильным вспоможением так как он позволяет более продолжительно и продуктивно работать с собакой поощряя ее в активной фазе контакта.Главной задачей в .Наибольшие проблем в этом курсе быстрая и своевременная реакция на команды хозяина основной проблемой здесь является не непонимание собакой приказа а отсутствие привычки реагировать на подмываемые проводником сигналы на высоком возбуждении .Соответственно дрессировщик выполняя свою задачу и затрачивая не мало личных сил выводит животное в состояние полного раскрепощения ,чтобы потом формировать команды при высоком возбуждении психики.И чем более способен дрессировщик вывести собаку на максимум те более чисто и азартно будут выполнены команды на сдаче .а собаки не придется переламывать себя что бы подчинится если ее что то сильно увлечет или отвлечет.
В первом случае задача дрессировщика пройдя кратчайшим путем обучить собаку .а во втором обучить хозяина собаки наиболее тщательно передав ему необходимую информацию.Надо сказать .что оба этих дела не из легких и требуют не малого мастерства.
Иногда даже устраивающие владельца собаки действия инструктора оцениваются весьма своеобразно.
Однажды при подготовке собаки (восточно европейской овчарки ) по защитному курсу я довольно долго ее "раскачивал "выступая одновременно и в роли фигуранта и инструктора.