Все мы со школьной скамьи знаем эту грустную и поучительную историю столкновения таланта и посредственности. Из черной зависти ничем не выдающийся Сальери сыпанул какой-то фигни в стакан Моцарту, который и сам не успел осознать всей глубины своего дарования.
А как все было почти на самом деле?
1. Мог ли Моцарт умереть совершенно самостоятельно? Да запросто. В то славное время человек вообще мог умереть от того, что руки не помыл вовремя. А Моцарт, при всей гениальности, был очень болезненным и почти все время проводил в четырех стенах.
www.antibiotic.ru/index.php?article=1614
2. Мог ли его все-таки отравить Сальери? Конечно. Только зачем солидный человек, придворный композитор, автор совершенно не уступающих Моцарту произведений будет маяться фигней. Талант самого Сальери у нас малоизвестен - так это наша проблема и наше невежество.
3. Разбиралось ли когда-нибудь дело об отравлении Моцарта? К сожалению, с большим опозданием. О том, что Моцарта отравил именно Сальери (до этого в версии отравления были просто масоны), соотечественники обвиняемого узнали с некоторым опозданием - в середине 1990-х. В 1997 году Миланская консерватория инициировала суд. Вердикт суда - не виновен.
4. "Но ведь Сальери сам признался". Самая мутная часть мифа. Стоит учитывать, что Сальери к концу жизни (и к моменту признания) полностью сошел с ума. Да и не факт, что какое-то признание было - был просто слух.
"Последние годы жизни композитора были омрачены слухом о его причастности к смерти Моцарта. В здравом уме и в твёрдой памяти Антонио Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету и просил своего ученика Игнаца Мошелеса опровергнуть её перед всем миром; но позже, когда после неудачной попытки самоубийства Сальери был помещён в клинику для душевнобольных, распространился слух, будто он сам сознался в отравлении Моцарта[13]. Этот слух запечатлён, в частности, в разговорных тетрадях Бетховена за 1823—1824 годы, при этом как для А. Шиндлера, сообщившего новость, так и для Бетховена, это предполагаемое признание было лишь свидетельством тяжёлого состояния Сальери. В настоящее время одни исследователи ставят под сомнение сам факт признания, как никем и ничем не подтверждённый[14][15], другие, как например Пьеро Бускароли, считают, что в том психическом состоянии, в каком находился Сальери последние полтора года, обвинение легко могло превратиться в самообвинение[13]." (с, хотя и википедия)
5. И был ли Сальери посредственностью?
Восприятие музыки очень субъективно. Многие считают посредственностью и фуфлыжником того же Моцарта.
Но есть и очень объективный показатель - ученики. Моцарт ими не обзавелся, он просто писал музыку, оказавшую влияние на последующие поколения. А как с этим было у Сальери?
А вот как раз у Сальери с этим было очень хорошо. Наиболее известны:
Франц Шуберт
Ференц Лист
Людвиг ван Бетховен.
Если это не талант - то что тогда талант?