с одного из сайтов
Строго говоря, это праздник не столько автомобилистов, сколько заводчан, ибо первые «товарные» - предназначенные для продажи – автомобили начали собирать с 1 августа 1970 года. А 19 апреля – дата сборки первой опытной партии, точнее, наверное, даже 18 апреля, ибо смена, как рассказал нам ветеран Волжского автозавода Владимир Исаков, началась 18 апреля (слушать аудиозапись).
Российский «фиат»
За основу тольяттинского автомобиля был взят Fiat 124 1966 модельного года в базовой комплектации - с 1,2-литровым двигателем и отделкой салона начального уровня.
Разработку модели вели со второй четверти шестидесятых, первые прототипы были продемонстрированы в 1964-м, а серийное производство стартовало в 1966-м году. Тогда же его показали на Парижском автосалоне. А в 1967 году 124-й завоевал титул «Автомобиль года».
Fiat 124 был выбран прототипом нового советского автомобиля ВАЗ-2101 неспроста – дешевизна модели, простота ее конструкции и техническое совершенство (для своего времени) наложилась на дружбу КПСС с компартией Италии. Конкретным прототипом был Fiat 124R («Russia»), более утилитарный грузопассажирский вариант Fiat 124 с кузовом «универсал» Familiare стал прототипом для ВАЗ-2102.
Уже в 1967-м итальянцы запустили в производство новую более крупноразмерная модель с улучшенной комплектацией с более мощным мотором и рессорной подвеской сзади - Fiat 125. Параллельно появился улучшенный «Фиат 124 Спечиаль» с 70-сильным верхневальным агрегатом, который стал прототипом для «тройки» - ВАЗ-2103.
Параллельное производство FIAT 124 и ВАЗ-2101 продолжалось до 1976 года, причем нашу «копейку» продавали на экспорт, и модели напрямую конкурировали на европейском рынке, включая даже Италию, где производство FIAT 124 завершилось в 1976 году. Правда, «Жигулями» ее там не называли из-за созвичия с неприличными и даже откровенно матерными словами, там в обиходе было имя Lada.
Но 124-й прижился не только в СССР, его выпускали в Испании (SEAT 124), Южной Корее (Fiat-KIA 124), Индии (Premier 118NE), Турции (Tofas). Аналогичные машины разных марок до сих пор вовсю колесят по дорогам мира.
Или не «фиат»…
Конструкция Fiat 124 была существенно доработана с учетом советских условий. И не только в мелочах: был увеличен дорожный просвет, усилены подвеска и кузов.
Задние дисковые тормоза заменили на барабанные (как более долговечные). Существенно изменили конструкцию двигателя: распредвал фиатовского нижневального двигателя перенесли в головку цилиндров, увеличили расстояние между цилиндрами (для возможности капремонтов), добавили «кривой стартер». А также увеличили размерность сцепления, изменили конструкцию синхронизаторов КПП, заднего моста, появилось наружное зеркало заднего вида, ручки дверей стали утопленными - всего, как итальянской, так и советской сторонами, было внесено более 800 изменений. В итоге масса автомобиля увеличилась на 90 кг.
В СССР ВАЗ-2101 прекратили делать в 1982 году, его модернизированную версию - «тринашку» - в 1988-м. В других странах аналоги Fiat 124 сходили на конвейеров до 90-х годов. А у нас прямые потомки - классические модели LADA 2105 и -07 производят до сих пор. Более того, стартовавшая 40 дней назад программа утилизации, вызвала ажиотажный спрос на «классику» - за машинами выстроилась очередь, и план производства «пятерок» и «семерок» был существенно увеличен. Кстати, сдают на лом по обмену на новые автомобили в основном старые «Жигули», так что многие из тех самых «копеек», как ни жаль, сейчас выбывают из автопарка и уходят под пресс.
А жаль. Ибо эти машины интересны и коллекционерам (правда, полностью аутентичные и из редких ограниченных серий), и тюнерам (В России приживаются новые для страны стили автотюнинга (о «копейках» - лоурайдерах)), и даже дрифтерам.
ЦИФРЫ
За 40 лет АВТОВАЗ выпустил больше 25 млн. автомобилей
Агентство «Автостат» подсчитало, что за четыре десятилетия тольяттинский автогигант выпустил 25 млн. 950 тысяч автомобилей. Почти две трети этого объема (16,68 млн. шт.) пришлось на долю «классических» заднеприводных моделей. Еще порядка 18% выпуска (4,69 млн. шт.) – это предыдущее и обновленное семейство «Самара». Суммарный объем сборки автомобилей «десятого» семейства и Lada Priora составил 2,24 млн. шт. (8,6%). Полноприводных внедорожников Lada 4х4 (обычная «Нива») было собрано 1,95 млн. экземпляров. А также за последние пять лет завод успел выпустить 390 тысяч «Калин».
Самой массовой моделью Волжского автозавода является ВАЗ-2106 которая пошла в серию в 1974 году и выпускалась на АВТОВАЗе вплоть до 2001 года, а в последствии собиралась на сызранской «РосЛаде» и «ИжАвто».
За три десятилетия было выпущено 4 млн. 390 тысяч «шестерок» и ее модификаций. Выпуск легендарной «копейки» превысил 2,7 млн. экземпляров, еще 2,14 млн. штук было собрано «ноль одиннацатых» (ВАЗ-21011). Суммарный выпуск «семерок» также превысил 2,7 млн. шт. Среди переднеприводных автомобилей лидер – «девятка» (ВАЗ-2109) собранная в Тольятти 1,5-миллионным тиражом